Представители рекламной сферы негативно встретили поправки в законопроект «О рекламе». Отраслевые объединения активно готовят обращения в органы власти, общественные организации и к депутатам. В том числе свердловские рекламщики побывали на совместном приеме уполномоченного по правам предпринимателей в Свердловской области Елены Артюх, депутата Госдумы Льва Ковпака и депутата регионального Заксобрания Евгения Старкова. В ходе встречи предприниматели обозначили, какие угрозы для бизнеса несут в себе эти нововведения. В том числе рекламщики представили пакет документов, в которых изложены потенциальные последствия принятого законопроекта и резолюция операторов наружной рекламы со всей России.
Напомним, что поправки к закону «О рекламе» были предложены депутатом Артемом Кирьяновым и приняты в первом чтении Госдумой 15 июля. Законопроект предполагает создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Он должен будет устанавливать и эксплуатировать цифровые рекламные конструкции, создать информационный ресурс для размещения данных на них, а также на электронных досках объявлений в интернете. Размещать цифровую наружную рекламу и рекламу на транспортных средствах будет разрешено только через единого оператора.
Предполагается, что единым оператором сможет стать неподконтрольное иностранцам юридическое лицо. Оно бы стало системообразующим в сфере рекламы или входило в такую группу компаний.
Еще в ходе рассмотрения закон был встречен недовольством со стороны некоторых парламентариев, но в ответ было лишь получено обещание доработать законопроект (без уточнения, как именно). Позже к критике документа присоединились Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и представители рекламного бизнеса, включая Союз операторов наружной рекламы. Последние совместно с общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» подготовили свой анализ и оценку нововведений, где отмечаются негативные последствия данной реформы. Составленные представителями рекламного бизнеса документы есть в распоряжении редакции УрБК.
Главная претензия со стороны ФАС и рекламщиков состоит в том, что появление единого оператора грозит монополизацией рынка.
«Единый оператор цифровых рекламных конструкций, на которого планируется возложить контроль за рынком цифровой рекламы, одновременно становится главным монополистом на нем и конкурентом для представителей частного сектора. В сфере рекламы подавляющее большинство участников рынка — представители малого бизнеса, которые не в состоянии конкурировать с единым оператором по понятным причинам», — говорится в обращении предпринимателей.
Тенденция к монополизации усиливается из-за того, что в законе есть положение, которое позволяет единому оператору без торгов заключать договоры на размещение цифровой рекламы на срок 30 лет. Для остальных владельцев рекламных конструкций он составляет 5-10 лет. Из-за этого единый оператор заберет себе все ключевые и самые привлекательные локации, а у остальных участников рынка не будет возможности полноценно осуществлять свою деятельность.
ФАС и рекламщики напоминают, что ухудшение положения других участников рынка и отсутствие конкуренции приведет к росту стоимости как самой рекламы, так и конечных продуктов.
Еще одна претензия со стороны ведомства и участников рынка состоит в странности регулирования деятельности самого оператора — он не обязан согласовывать размещение рекламы с муниципалитетами и соблюдать ГОСТы в отношении рекламных конструкций на недвижимом имуществе. Это грозит, например, испорченным обликом исторических зданий. Вдобавок это может быть попросту опасно, поскольку именно в ГОСТах обозначено, что средства наружной рекламы устанавливаются с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения. Соответственно, необходимо соблюдение требований по обеспечению безопасности в местах производства дорожных работ.
По словам участников рынка, сомнения вызывает и целесообразность этого закона в принципе. Частная компания, которая сама же является владельцем рекламных конструкций, получит контрольные функции. Хотя, по сути, контроль уже ведется органами власти, включая все ту же ФАС.
Сторонники законопроекта утверждают, что в текущей геополитической ситуации иностранные владельцы рекламных конструкций могут злоупотребить своим положением и публиковать информацию, которая «может нанести ущерб России». Но опять-таки сами рекламщики уверяют, что защита от подобных инцидентов уже существует. Согласно нормам закона «О рекламе» (в который и предлагаются поправки), все макеты предварительно в многоступенчатом порядке проверяются как по содержанию текстовой и визуальной информации (юридическая проверка), так и в технической части.
«Макет до его размещения в обязательном порядке обозревает дипломированный юрист, имеющий стаж работы в области наружной рекламы; проверяются лицензии и сертификаты на работы, товары и услуги, подлежащие обязательному лицензированию, и сертификации; отдельно проверяется лицо, являющееся заказчиком размещения. В случае попытки разместить рекламу или информацию запрещенного товара, работ или услуг, либо когда содержание макета противоречит положениям действующего законодательства РФ — запрос на размещение отклоняется. В случае наличия сомнений или противоречий в предоставленной информации, рекламный материал не берется к размещению или заказчику выдвигаются требования на внесение изменений в такой макет», — подчеркивают представители рынка.
Другой аргумент авторов законопроекта — необходимость в защите персональных данных. И вновь участники рынка считают, что создание единого оператора ухудшит ситуацию. Во-первых, потому что «все яйца будут сложены в одну корзину». То есть в случае успешной кибератаки доступ будет получен сразу ко всем экранам страны. Во-вторых, огромную единую систему просто сложнее контролировать.
Кроме того, ФАС и рекламщики отмечают, что действие поправок слишком широко.
«Законопроект предусматривает запрет деятельности сервисов размещения объявлений. Такой запрет необоснованным образом в нарушение основополагающих норм Конституции РФ и утвержденных президентом РФ национальных целей развития России создаст искусственную монополию на рынке цифровых сервисов, которые по своей экономической сути, как исторически, так и в зарубежных юрисдикциях, являются конкурентными, и включают в себя множество различных хозяйствующих субъектов», — подчеркивают авторы обращения.
Все это усугубляется тем, что под определение «электронных объявлений физических лиц» подпадает слишком много различных видов площадок. Это магазины мобильных приложений, сервисы поиска работы, сервисы для размещения объявлений и продажи, сервисы оказания услуг и так далее.
Все вышеперечисленное несет за собой экономический вред. Массовое закрытие компаний приведет к росту безработицы и потенциальному оттоку специалистов. В том числе — в IT-сфере, поскольку именно IT-специалисты создают и обслуживают площадки.
Урон будет нанесен и экономике регионов, у которых и так планируют забрать функцию по планированию схемы размещения рекламных конструкций в рамках своих региональных полномочий с учетом специфики местности, архитектурного облика и планов территориального развития. Из-за отсутствия торгов и конкуренции за места произойдет снижение поступлений в региональные бюджеты за пользование землей. А поскольку часть операторов из-за монополизации уйдет с рынка, то местные бюджеты опять-таки лишатся части доходов.
В итоге ФАС и представители рекламной сферы приходят к выводу, что данный законопроект опасен для рекламного рынка. Он создает огромные риски монополизации, что приведет лишь к ослаблению экономики страны. При этом заявленные автором цели законопроект выполнять не будет, поскольку, как уверяют рекламщики, они уже защищены в достаточной степени.