Череда громких исторических юбилеев — 300-летия Нижнего Тагила, Екатеринбурга, целого ряда других заводских городов Среднего Урала в очередной раз дает повод задуматься об исторических корнях нашей культурной самоидентификации, о том, с каких времен и дат ведет свою историю современный Урал и современный уралец.
Привычные для нас даты «начала истории» — это время основания уральских городов-заводов, начало складывания «горно-уральской цивилизации» в первой половине XVIII века. Еще на полтора столетия в прошлое углубляет историю края дата похода Ермака, который выступает в роли исторического маркера, отделяющего «настоящую» историю Урала, связанную с приходом русской цивилизации, от «предыстории», о которой большинству уральцев мало что известно. А между тем история эта была, и в ней присутствует немало ярких и интересных, а порой и уникальных событий, многие из которых только сейчас становятся известными не только широкому кругу интересующихся, но даже и ученым-историкам.
Число археологических открытий, дающих возможность современным уральцам не просто заглянуть в прошлое, но и построить живую понятийную связь с людьми, жившими на нашей земле тысячи лет назад, с каждым годом увеличивается. Буквально на наших глазах на землях Свердловской области была обнаружена древняя культура первых уральских металлургов. Более 4 тыс. лет назад эти люди, все еще занимавшиеся охотой и собирательством, создали сложный металлургический комплекс, плавили медь и бронзу, создавали удивительные предметы: оружие, инструменты и украшения, торговали ими со своими южными соседями и приносили их в жертву своим богам. Это открытие вошло в топ-10 важнейших археологических находок XXI века.
Участники научно-практической конференции «Шигирская коллекция в контексте уральской и мировой археологии»
Фото: Ксения Закирова, г. КировградДоклад об обнаружении святилища древних металлургов, относящегося к III тысячелетию до нашей эры, профессор Уральского федерального университета Ольга Корочкова сделала в ходе научно-практической конференции «Шигирская коллекция в контексте уральской и мировой археологии», прошедшей в Кировграде 19 мая 2022 года. Организаторами конференции стали Уральское отделение Российской академии наук, Институт истории и археологии УрО РАН, минкульт Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей им. О. Е. Клера, администрация Кировградского городского округа и Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). В организационный комитет конференции вошли член совета директоров АО Специализированный застройщик «РСГ-Академическое» Алексей Воробьев, вице-президент Российской академии наук, председатель УрО РАН Валерий Чарушин, министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, глава Кировградского городского округа Александр Оськин, а также ряд ведущих ученых Уральского региона.
Заместитель губернатора Свердловской области Василий Козлов, член совета директоров АО Специализированный застройщик «РСГ-Академическое» Алексей Воробьев, вице-президент Российской академии наук, председатель УрО РАН Валерий Чарушин, главный ученый секретарь УрО РАН Алексей Макаров.
Фото: Ксения Закирова, г. КировградКак рассказала Ольга Корочкова, в начале 2000-х годов нижнетагильский археолог Юрий Сериков на берегах Шайтанского озера в окрестностях Кировграда обнаружил святилище, принадлежавшее древним охотникам и собирателям, жившим больше 4 тыс. лет назад. С 2008 года в течение более чем 10 лет памятник исследовала научная экспедиция Уральского федерального университета, которая выяснила, что создатели святилища были искусными металлургами, умели плавить медь, знали сложные и требующие большого количества времени и сил технологии ее добычи и очистки, а также умели создавать орудия из бронзы — сплава меди и олова.
На территории святилища, площадь которого составляет всего 1 тыс. кв. метров, было обнаружено более 200 металлических предметов, в том числе оружие, украшения и предметы культа, предназначенные для жертвоприношений богам. На данный момент это 80% от всех находок бронзовых вещей на территории Среднего Урала, относящихся к этому времени.
Профессор Уральского федерального университета Ольга Корочкова рассказывает о святилище Шайтанское озероЧасть предметов были воткнуты в землю или друг в друга, некоторые — сломаны, возможно, в ритуальных целях. Причем предметы эти были массивными, металлоемкими, отлитыми по авангардной для начала II тысячелетия до нашей эры технологии, то есть представляли немалую ценность для их обладателей. Тут же были найдены каменные наконечники стрел, керамические сосуды, а также несколько погребений с большим количеством статусного металлического оружия. Все это позволяет определить данное место именно как святилище — место общения с божествами или духами предков, а также жертвоприношений им.
Уникальность находки состоит в том, что до последнего времени считалось, что крупные металлургические центры эпохи бронзы могли создавать только люди, ведущие производительное хозяйство, — земледельцы и скотоводы, но не охотники и собиратели. Древние уральские племена культуры Шайтанского святилища — единственные из охотников, кто смог создать свою металлургию бронзы и не только удовлетворять собственные потребности в металле, но и обменивать свои изделия на скот у живших южнее скотоводов. При этом большую часть предметов металлургического производства составляло оружие.
Изделия, произведенные в окрестностях Шайтанского озера, находятся в целом ряде памятников Южного Урала. Более того, в районе Озерска Челябинской области даже обнаружено погребение человека, который мог быть одним из руководителей и организаторов этой торговли, условным «караванщиком». Его могила буквально наполнена бронзовыми и медными изделиями уральских мастеров.
При исследовании памятников были обнаружены многочисленные отходы металлургического производства, убедительно демонстрирующие, что все металлические вещи были произведены здесь, из местных руд, а не привезены с других территорий. Более того, современными учеными восстановлена и древняя технология получения меди, бывшая в свое время передовой промышленной инновацией. Цикл получения меди занимал около года и включал в себя несколько процедур добычи и обогащения руды и рафинирования металла. Он позволял добиваться очень высокой чистоты готовых изделий.
До сих пор в цивилизации древних металлургов остается много неясного. Так, дискуссионным остается вопрос о том, откуда они получали олово для производства бронзы. Сейчас археологи изучают изотопный состав их изделий, чтобы совместно с учеными-физиками и химиками найти соответствующие оловянные руды и подойти к решению этой загадки.
В течение длительного периода времени археологи не афишировали свое открытие, опасаясь «черных копателей» — расхитителей исторических памятников, работающих с помощью современных металлоискателей. По словам Ольги Корочковой, они способны за несколько дней уничтожить археологический памятник, в погоне за драгоценными предметами перемешать все культурные слои и сделать дальнейшие исследования невозможными. Но сейчас результаты изучения святилища на Шайтанском озере официально опубликованы и, по версии Шанхайского международного археологического форума, вошли в число наиболее важных археологических открытий последних десятилетий.
Эти исследования позволяют нам сегодня поставить еще одну отправную точку в истории Урала и нашем восприятии собственного прошлого — удивительную культуру Шайтанского озера, культуру передовых древних металлургов и оружейников, создавших первую индустриальную цивилизацию на Среднем Урале.