Полиция Екатеринбурга лишилась возможности чинить свои автомобили иностранного производства. Из-за резкого роста стоимости деталей — как правило, импортного производства — и фактического прекращения импорта в Россию ряда товарных позиций генподрядчик, выигравший конкурс на обслуживание автопарка, уведомил о невозможности выполнять свои обязательства. Этот случай только один из десятков, если не сотен тысяч, с которыми сталкиваются российские коммерческие предприятия, оказавшиеся в условиях, когда они не могут выполнить ранее выигранные государственные и муниципальные контракты.
Бизнес оказался в крайне сложной ситуации: контракты уже заключены, цены в них заложены в рублях, причем по курсу на начало года. То есть в районе 72-75 руб. за доллар. А выполнять условия контрактов необходимо уже в новой ситуации, когда стоимость американской валюты составляет уже более 100 руб., а на целый ряд товарных позиций наложены санкции, которые либо делают поставку просто невозможной, либо крайне затрудняют логистику, заставляя использовать сложные схемы импорта с использованием стран-посредников. Введение особых правил внешнеэкономической деятельности, направленных на сохранение валюты в стране, ситуацию не упрощает.
«Сейчас, когда изменился курс рубля и стало невозможно ввезти из-за границы целый ряд товаров, ситуация только усугубилась. Думаю, что от 70% до 90% всех госконтрактов, заключенных по старым ценам, не смогут быть выполнены. Они и так были заключены на грани окупаемости, с минимальной прибылью, теперь же и вовсе будут убыточными для бизнеса. Новые контракты в таких условиях тоже не будут заключаться: в них бессмысленно участвовать, ведь бизнесу не известно, что будет через неделю, две или три. Вся система госзакупок может провалиться и рухнуть», — полагает президент Фонда развития предпринимательства Свердловской области Владимир Лобок
Самое тяжелое положение — у крупных и средних господрядчиков в таких сферах, как поставка и ремонт высокотехнологичного оборудования, например, офисной и вычислительной техники, транспорта, систем связи. Что сейчас происходит в дорожном и капитальном строительстве — сложно даже предположить. До этих отраслей повышение цен и изменение условий поставок импортных компонентов, устройств и деталей еще не дошли: из-за глобальности процессов перерасчет конечной стоимости работ здесь может занять несколько месяцев. Но даже поставщики офисной бумаги сегодня могут оказаться разорены в результате резкого роста цен (напомним, за прошлую неделю пачка подорожала с 300 до 1 тыс. 100 руб.).
«Я хорошо себе представляю ситуацию в полиграфической отрасли. Сейчас я не завидую типографиям, которые выиграли государственные конкурсы. В результате у многих сейчас стоимость бумаги оказывается выше, чем плата за готовую продукцию. Как они будут выполнять обязательства в такой ситуации — я не понимаю», — считает В. Лобок.
Дополнительные трудности для бизнеса представляют стандартные условия исполнения госконтрактов: отсутствие предоплаты (что означает, что на предварительный закуп и проведение работ компании нужно будет использовать собственные или заемные оборотные средства) и существенная отсрочка платежа (как правило, она составляет до 45 до 90 дней после окончания работ). В текущей ситуации, когда горизонт экономического планирования измеряется часами, такие условия могут оказаться для частных компаний неприемлемыми и разорительными.
В то же время необходимо понимать, что отказ от исполнения государственного контракта грозит попаданием в черный список недобросовестных поставщиков, который фактически ставит крест на дальнейшей коммерческой деятельности организации. При этом нельзя забывать, что значительное число государственных и муниципальных контрактов заключаются на условиях внесения обеспечительных платежей, которые могут составлять до трети суммы сделки. В случае отказа от выполнения контракта эти платежи не возвращаются. В современных условиях платежи, как правило, оформляются банковскими гарантиями, но и в этом случае поставщика ждет судебное разбирательство с банком, предоставившим гарантию, которое может закончиться взысканием не только самой суммы, но также неустоек и судебных издержек, а в перспективе — отъемом бизнеса.
В то же время следует отметить, что государство учитывает возникающие у подрядчиков госконтрактов трудности и принимает экстренные меры, направленные на предотвращение их массового банкротства. Правительством предложен, а Госдумой в экстренном порядке рассмотрен целый ряд мер, направленных на помощь поставщикам товаров и услуг для государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно постановлению № 417 от 21 марта 2022 года, подписанному главой кабмина Михаилом Мишустиным, исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами.
Еще одна новация касается представителей малого и среднего бизнеса. Максимальный срок оплаты услуг таких предпринимателей по заключенным с госзаказчиками договорам существенно сокращен. Сначала решением правительства с 30 до 7 дней был уменьшен срок оплаты выполненных работ или оказанных услуг по госконтрактам и заказам госкорпораций. Следующим решением аналогичные условия были установлены для государственных органов и муниципальных учреждений при проведении закупок за счет бюджетных средств. Деньги поступят на счет компании-подрядчика в течение 7 дней после подписания документа о приемке.
Как отмечают сами участники рынка госзакупок, введенные меры решают только самые острые проблемы бизнеса, позволяют ему обойти риски, связанные с немедленным форс-мажором, но не решают проблему системно. Чтобы заново выстроить системы поставки, отработать механизмы взаимодействия с зарубежными партнерами, может уйти от нескольких недель до года. Как в это время будет функционировать система госзакупок, пока не понятно не только участникам рынка, но и экспертам.
«Необходимы меры поддержки со стороны государства. И здесь не поможет даже отсрочка исполнения обязательств. Затягивание ситуации на несколько месяцев не приведет к ее разрешению. Нужны серьезные изменения в самом законодательстве о госзакупках, в его структуре и принципах. Если мы и дальше будем искать поставщиков с наименьшей ценой, то придем к крушению построенных таким методом зданий и падению самолетов. По заключенным контрактам необходима система субсидирования, которая позволяла бы заказчику увеличивать стоимость уже заключенных контрактов. Если этого не сделать, контракты все равно не будут исполнены, убыток понесет не только исполнитель, но и заказчик — он окажется без необходимых ему товаров и услуг», — полагает Владимир Лобок.