Старт пятого этапа программы туристического кешбэка в России ознаменовался эффектом отложенного спроса — продажи туроператоров выросли более чем в два раза после кратковременного затишья. Популярностью пользуются как южные курорты и здравницы, так и городской туризм. При этом эксперты отмечают, что туристический кешбэк успешно выполняет одну из своих главных задач — обеспечить спрос в низкий сезон. В том числе он может помочь привлечь туристов в Свердловскую область.
Пятый этап программы туристического кешбэка начался 18 января 2022 года. В рамках него при приобретении тура в период до 30 апреля и оплате картой «Мир» на счет будут возвращены до 20% от стоимости поездки (но не более 20 тыс. руб.).
По словам заместителя директора по коммерческим вопросам туроператора Evroport Антона Потапова, перед стартом программы в компании наступило пятидневное затишье по продажам. Зато после наступления 18 января они мгновенно пошли вверх и выросли в полтора-два раза. О похожей ситуации рассказал туроператор «Море Трэвел».
«В нашей компании старт акции начался очень динамично. Не могу сказать, что продажи выросли многократно, но бронирования туров ежедневно идут с хорошим приростом.
Интерес к акции у россиян, безусловно, вырос, также появилось понимание схемы действия акции, условий оплаты», — сообщила коммерческий директор компании Анна Смирнова.
Президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев назвал рост спроса «совершенно справедливым».
«Эта программа эффективна и для операторов, и для средств размещения. Поэтому мы боролись за ее сохранение. Минфин в прошлом году был против выделения средств на эту программу. Но совместными усилиями нашей Уральской ассоциации туризма и Российского союза туриндустрии, лично его президента Андрея Владимира Игнатьева, было многое предпринято, чтобы эта программа состоялась», — прокомментировал он.
Эксперт также отметил, что одной из задач программы является обеспечение загрузки средств размещения (гостиниц и санаториев) в низкий сезон.
«Это в конечном счете должно обеспечить лучшие сроки окупаемости объектов и привлечь инвестиции в гостиничное хозяйство и в строительство, возведение новых средств размещения. Это не всегда говорится и озвучивается, но все же является важнейшей задачей развития российских регионов в целом», — подчеркнул президент УАТ.
«Лично мое мнение и мнение компании, что для нас это очень эффективный инструмент. Маркетинговый — прежде всего. Он помогает и в продвижении туров по России и дает хорошие возможности продавать в низкий сезон туры по нашей родине», — согласился с ним А. Потапов.
При этом замдиректора уточнил, что программа туристического кешбэка все же требует со стороны участников рынка определенной подстройки и подготовки.
«Я думаю, не секрет, что сейчас очень многое в сфере туризма продается в динамическом ценообразовании. Будь то отели, авиабилеты или туры. Ростуризм очень просил, чтобы были статичные, фиксированные цены, с фиксированными конкретными датами заезда, чтобы туристам было проще выбирать дату путешествия. Собственно говоря, с самого первого этапа львиную долю ассортимента, порядка 80%, составляет статика. То есть фиксированные гарантированные заезды, гарантированная стоимость авиаперелетов. Это самое основное. А дальше вопрос только реализации своих розничных каналов», — объяснил он.
А. Смирнова добавила, что каждый этап туристического кешбэка прошел по-разному по периоду путешествий и бронированиям. Но за это время акция успела стать популярной и приобрести регулярный характер.
Говоря о востребованных направлениях, все эксперты отметили популярность санаториев кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край). Однако в дальнейшем их оценки разошлись. Для Evroport второе место по популярности заняли туры по Краснодарскому краю (причем все виды туризма: гастрономический, экскурсионный и так далее), третье — Калининград, четвертое — Крым.
В «Море Трэвел» самыми популярными продуктами назвали речные и морские круизы, санатории Урала и Сибири, экскурсионные туры по Москве, Санкт-Петербургу и Казани. Также вырос интерес к Байкалу и Алтайскому краю.
М. Мальцев, помимо указанных выше направлений, выделил Челябинскую, Тюменскую и Калужскую области, Кабардино-Балкарию и другие регионы Северного Кавказа.
Вдобавок эксперт отметил, что программа туристического кешбэка способна оказать положительное влияние и на привлечение туристов в Свердловскую область.
«Она привлекает туристов и в Свердловскую область. Но привлекает меньше, чем в Челябинскую и Тюменскую, о чем говорят результаты предыдущих этапов кешбэка. А это объективные показатели. Это говорит о том, что нам есть над чем работать, что необходимо популяризировать продукты, что, к сожалению, работа на уровне областных властей велась явно недостаточно эффективно», — отметил президент УАТ.
Помимо популяризации местных туристических продуктов, в регионе необходимо провести работу по развитию туристической инфраструктуры, что также должно помочь вызвать интерес у туристов, добавил он.
«В Свердловской области, по моему мнению, абсолютно провалены вопросы инвестиций в сфере туризма, вопросы государственно-частного партнерства. Это многолетняя системная неэффективная работа отраслевого министерства инвестиций и развития, чьи негативные результаты мы сейчас пожинаем. В том числе в виде отсутствия должного потока туристов при наличии такой меры государственного стимулирования, как кешбэк. Но при всем этом я могу сказать, что мы, как профсообщество, делаем все, чтобы с этой ситуацией бороться и ее улучшить», — подчеркнул М. Мальцев.
В качестве примера он рассказал, что совместно с одним из банков в конце прошлой недели была презентована специальная карта «Мир», предназначенная для путешественников. Это первый подобный опыт сотрудничества общественного туристского объединения и финансовой организации.
О необходимости развития туристической инфраструктуры сегодня во время пресс-конференции в Екатеринбурге высказался и заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.
«С Нового года действует новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Наш регион в него входит. Сейчас готовятся к подписанию два ключевых соглашения. Первое — это соглашение с Ростуризмом о создании макрорегиона «Большой Урал». Ряд соседних субъектов тоже его подпишут, и мы сможем пользоваться программами Ростуризма. В частности — льготного кредитования, грантовой поддержки», — сообщил он.
Второе соглашение будет подписано с «Туризм.рф». Данный договор также позволит привлечь в регион дополнительные инвестиции, добиться в банках субсидированных процентных ставок и так далее. В первую очередь этот проект будет направлен на развитие инфраструктуры.
«Приведу пример, который мы будем реализовывать в формате нового департамента, — это проект развития сплавов по реке Чусовой. Сегодня там абсолютно убитая инфраструктура. Там можно разместиться только «дикарями». Проект масштабный, для чего нам как раз нужно соглашение в формате «Большой Урал» — потому что будем развивать его вместе с Пермью. Развивая инфраструктуру, мы будем повышать привлекательность сплавов и для туристов из других регионов», — привел пример Д. Ионин.
Он также рассказал, что перед Свердловской областью поставлена задача добиться в 2022 году туристического потока в 1,8 млн человек. К 2035 году этот показатель должен вырасти до 5 млн.
Таким образом, уже в первую неделю своего действия туристический кешбэк выполнил свои главные функции: способствовал продажам и подстегнул спрос в условиях низкого сезона. Доминирование сохранилось за массовыми направлениями, но виден интерес и к менее востребованным российским регионам. В то же время для Свердловской области просто наличия выгодной программы недостаточно: требуется серьезная работа по повышению туристической привлекательности региона и развитию инфраструктуры.