Власти Свердловской области с 22 декабря 2021 по 20 января 2022 года отменили режим проверки QR-кодов о вакцинации от COVID-19 для торговых центров, а также снимают запрет на ночную работу заведений общепита. Все это произошло на фоне снижающейся заболеваемости и многочисленных обращений от представителей бизнеса с просьбой отменить или ослабить ограничительные меры. Не исключено, что лоббирование интересов предпринимателей смогло сыграть свою роль в решении вопросов о «бесковидных» зонах. Однако в текущем виде частичная отмена QR-кодов вызвала возмущение у ряда предпринимателей — они считают, что в таких условиях нарушаются принципы конкуренции и отменять ограничения надо сразу для всех.
Напомним, что обязательные проверки QR-кодов для доступа в общественные места были введены 30 октября. В том числе они касались торговых центров, общепита, учреждений культуры, а позже — фитнес-клубов. Внедрение новых ограничений тут же встретило сопротивление, которое в том числе проявилось в публикации открытых писем отраслевых сообществ с просьбой отменить QR-кодирование и помочь пострадавшим от последствий пандемии отраслям.
Одно из таких обращений опубликовало 19 ноября Свердловское отделение Российского совета торговых центров. Составители письма утверждали, что трафик посещаемости торговых объектов после 30 октября уменьшился на 40-50%, выручка арендаторов сократилась на 40-70%, а для малого и среднего бизнеса — на 70-80%. В то же время арендаторы начали просить о снижении арендной платы или предоставлении льготных условий для нее. Вдобавок у них стали расти долги перед арендодателями.
В связи с этим обратившиеся просили приостановить действие и отложить использование QR-кодов как минимум до 1 февраля 2022 года. Также они предлагали ввести дополнительные меры поддержки, связанные со смягчением налоговых обязательств и оплатой услуг ЖКХ.
Новое обращение в отношении торговых центров появилось 3 декабря. В этот раз под ним поставили свои подписи председатель регионального отделения «Опоры России» Илья Тыщенко, президент Уральской торгово-промышленной палаты (ТПП) Андрей Беседин, председатель отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Леонид Гункевич и первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Александр Породнов.
Авторы этого письма указывали на то, что текущий режим «бесковидных» зон ставит ТЦ и арендаторов на грань разорения. И вновь властям предлагались меры, которые могли бы заменить режим QR-кодов.
Наконец, с еще одним обращением выступил Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП). В нем представители бизнеса признавали эффективность режима QR-кодирования как стимула к вакцинации, но продолжили настаивать на том, что предприниматели терпят огромные убытки.
«Активное использование обязательных QR-кодов в качестве меры стимулирования населения к вакцинированию демонстрирует свою эффективность в части увеличения количества вакцинированных. Вместе с тем, выборочное внедрение данной меры в отношении торговых центров, магазинов, предприятий общественного питания, предприятий сферы услуг повлекло существенное падение выручки предприятий указанных сфер. При длительном сохранении введенных требований встанет вопрос о ликвидации большинства предприятий данных отраслей и массовых увольнениях сотрудников», — отмечал член Президиума СОСПП, директор ООО «Малышева-73» Игорь Заводовский.
«Парализовав работу торговых центров введением QR-кодов, мы наносим серьезный удар по экономике. При этом из проекта бюджета минфина следует, что правительство региона прогнозирует к 2022 году рост налогов на прибыль организаций на 42%, а рост НДФЛ — на 12,8%. Как мы будем выполнять эти показатели и за счет чего пополнять бюджет региона, непонятно», — подчеркивал член Совета СОСПП, учредитель ТК «Омега» и ТРЦ «ЭкоМолл Гранат» Владимир Смирнов.
И вот на сегодняшний день власти пошли на уступки — торговые центры получили месячную передышку от QR-кодов. В течение этого срока руководство региона будет наблюдать за тем, как изменятся показатели заболеваемости. Если она продолжит падать, то послабления сохранятся.
Произошедшее с ТЦ — это хороший пример успешной кампании по лоббированию интересов бизнеса. Торговые центры активно подключали отраслевые сообщества и информировали СМИ о своих действиях. В итоге власти пошли навстречу бизнесу, хотя и обосновывая свое решение эпидемиологическими данными. Если раньше УрБК писал о том, что между властями и бизнесом отсутствует диалог, то теперь можно сделать вывод, что к предпринимателям как минимум прислушиваются.
Помимо отмены режима QR-кодирования для ТЦ, доказательством тому служит и то, что общепиту разрешили работать в ночное время. Это одно из первых требований, которые выдвигали рестораторы к властям. Кроме того, на текущей неделе власти совместно с одним из сетевых фитнес-клубов запустили акцию — каждый привившийся от коронавируса получает сертификат на недельное посещение тренажерного зала. Представители фитнес-индустрии давно предлагали запустить некие акции для привитых, которые бы позволили получить скидки или льготы при посещении спортзалов, и тем самым стимулировать вакцинацию.
Другие пострадавшие от QR-кодов организации последовали за этими положительными примерами. Они направили новые письма, в которых продолжают настаивать на полной отмене режима «бесковидных» зон. Помимо этого, они указывают на подводные камни, которые проявились после освобождения всех заведений внутри ТЦ, кроме кинотеатров, от QR-кодов. Аналогичные заведения, находящиеся в отдельных зданиях, все еще должны спрашивать с клиентов QR-коды, в чем предприниматели видят нарушение принципов честной конкуренции.
Так, Ассоциация кулинаров и рестораторов направила соответствующее письмо региональному бизнес-омбудсмену Елене Артюх. Похожее обращение составил Союз операторов фитнес-индустрии Свердловской области (документ есть в распоряжении редакции). СОФИСО просит Е. Артюх оказать содействие в рассмотрении вопроса о возможности работы фитнес-клубов без разграничения по месту нахождения, то есть не спрашивать QR-коды нигде. Также авторы просят помочь продлить послабления в ограничительных мерах, которые будут действовать до 20 января 2022 года.
Но остается открытым главный вопрос — насколько сильное «лобби» требуется, чтобы «протолкнуть» новые послабления. Ситуация с торговыми центрами позволила создать прецедент, поэтому разумным решением для бизнеса кажется продолжение борьбы всеми законными методами с решениями властей. Региональное правительство показало, что оно слышит бизнес. Однако ему пора сделать следующий шаг — пригласить предпринимателей участвовать в разработке мер, связанных с профилактикой коронавирусной инфекции. Диалогу не хватает открытости, поскольку в качестве ответов предлагаются принятые решения, а также непонятно, как много обсуждается в разговорах за «закрытыми дверьми».
В настоящий момент рестораторы, фитнес-индустрия, кинотеатры и другие нацелены на полную отмену QR-кодов и продление послаблений.
УрБК будет следить за дальнейшим развитием событий.