Депутаты свердловского Заксобрания Свердловской области планируют скорректировать параметры программы продовольственной безопасности. Речь идет о ключевых нормах по самообеспечению региона основными продуктами питания: мясом, овощами, молоком и куриными яйцами. Примечательно, что прописанные в законопроекте параметры совпадают с уже выполненными показателями.
Законопроект о поправках в программу продовольственной безопасности 16 июля 2021 года внесла группа депутатов. Среди них — председатель регионального парламента Людмила Бабушкина, а также члены комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды. В частности, глава комитета Сергей Никонов, а также депутаты Илья Гаффнер, Вячеслав Вегнер.
Основной посыл законопроекта — установка параметров, которые определяют степень «продовольственной независимости» Среднего Урала.
«Продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема производимых в Свердловской области сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их потребления на территории Свердловской области и имеющий пороговые значения в отношении: мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 60%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 70%; яиц — не менее 100%; картофеля — не менее 100%; овощей — не менее 44%», — говорится в законопроекте.
Сам закон о продовольственной безопасности Свердловской области был утвержден еще в 2012 году. Тогда для достижения независимости региона были прописаны долгосрочные планы. Так, к 2014 году уровень самообеспеченности мясом и мясопродуктами предполагалось довести до 55,3%, к 2030 году — до 72%. Молоком и молокопродуктами регион к 2014 году должен был обеспечивать себя на 60,3%, к 2030 году — не менее чем на 80%. Картофелем и куриными яйцами — на 100%.
Если сравнить оба документа, единственное, что не изменилось, — планируемые показатели по картофелю и куриным яйцам. На данный момент это единственные продукты питания, которые производятся с профицитом. Правда, с корнеплодами есть одна существенная проблема — в регионе по-прежнему недостает площадей для хранения, чтобы собственного урожая хватало хотя бы до лета. Большую часть выращенных в области корнеплодов продают «с полей» в другие регионы.
Предлагаемые в законопроекте параметры в сравнении с прогнозными показателями до 2030 года снижены. По молоку и молокопродуктам — на 10%, по мясу и мясопродуктам — на 12%.
Еще один интересный момент: прописанные в поправках нормативы практически точь-в-точь совпадают с данными Свердловскстата о достигнутом уровне самообеспечения населения продуктами питания в 2019 году. Так, по молоку и молокопродуктам показатель составил 70,3%, по мясу и мясопродуктам — 58%, по куриным яйцам — 102,5%, по картофелю — 101,1%, по овощам и продовольственным бахчевым культурам — 44%.
Таким образом, в случае принятия этих поправок областные власти смогут публично отчитаться о том, что Свердловская область стала «независимой» от поставок продуктов питания извне.
Другой вопрос, что параметры закона о продовольственной безопасности пересматриваются на фоне засухи, которая длится второй год подряд. Прошлый год уже
пошатнул продовольственную безопасность Свердловской области — из-за жары погибла часть урожая картофеля и других овощей. Недобрали урожай и в других регионах. Вследствие этого завозить в условиях продовольственного эмбарго на Средний Урал недостающие продукты просто неоткуда. Как результат, картофель, морковь и белокочанная капуста к июню 2021 года стали лидерами подорожания.
В этом году, как писал УрБК, из-за угрозы недобора кормов свердловские животноводы
обратились в региональное минАПК с просьбой ввести режим ЧС. В противном случае из-за невыполнения заявленных планов по производству молока аграриям придется возвращать государственные субсидии. Впоследствии их требование
поддержали депутаты свердловского Заксобрания.
Однако до настоящего времени на уровне региональных и местных властей ничего предпринято не было. В областном минАПК ссылаются на то, что такие вопросы находятся в ведении органов местного самоуправления. Главы районов, в свою очередь, говорят, что для этого в бюджетах нет денег. При этом в соседней Челябинской области режим ЧС из-за засухи уже объявлен в пяти муниципалитетах.
С другой стороны, принятие поправок, по которым параметры программы продбезопасности будут снижены, фактически говорит о свертывании проекта по импортозамещению, который активно продвигался в первые два года после установления продовольственного эмбарго в августе 2014 года. Семь лет назад аграриям обещали многомиллиардные вливания в производство сельскохозяйственной продукции. Однако в 2015, 2016 и последующих годах финансирование свердловского АПК наращивалось медленно. Дополнительные надбавки аграрии так и не ощутили из-за инфляции и слабеющего курса рубля.