На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о том, какие юридические аспекты необходимо учитывать при создании коммерческих фото или видео необходимо учитывать, ответил партнер юридического бюро Veritas Роман Лукичев.— Роман, в последние годы растет количество визуального коммерческого материала — фотографий и роликов, в том числе создаваемых под новые форматы социальных сетей, таких как Instagram и TikTok. Одновременно постоянно реформируется законодательство, регулирующее авторское право и персональные данные. В результате многие сферы творчества и коммерческого производства оказываются чрезвычайно сложно регулируемыми, а продюсеры, фотографы и модели сталкиваются с юридическими проблемами. Нужны ли им специальные знания? — Действительно, такие проблемы существуют. Законодательство, регулирующее авторское право, динамично развивается, растет и правоприменительная практика, накапливается все больше реальных дел, рассмотренных российскими судами. И часто люди творческих профессий сталкиваются с тем, что их, казалось бы, вполне обычная и привычная деятельность, как оказывается, регулируется сложными правовыми нормами. И о них действительно лучше знать, иначе можно оказаться в весьма сложной ситуации, столкнуться с исками и даже серьезным материальным ущербом из-за незнания законов.
— Например, в интерьерной фотостудии идет коммерческая съемка. Необходимо ли соглашение между дизайнером и владельцем студии об использовании дизайна интерьера и авторских арт-объектов в коммерческих целях?— Согласно действующему российскому законодательству произведения дизайна, живописи и иные произведения изобразительного искусства являются объектами авторских прав. У дизайнера, как автора этих произведений, возникает исключительное право использовать их. Поэтому легальное использование в данном случае студии предполагает заключение договора между дизайнером и ее владельцем.
— Что это должен быть за договор?— Во-первых, это может быть лицензионный договор, в котором будут оговорены конкретные способы использования объектов авторских прав. Если говорить менее юридическим языком и использовать аналогии, то это похоже на аренду —дизайнер временно и в ограниченном объеме дает право использования результата своего интеллектуального труда.
Второй вариант — заключение договора об отчуждении исключительного права в полном объеме. Это напоминает продажу: все права на дизайн передаются владельцу студии.
В-третьих, владелец студии может заранее заключить с дизайнером договор авторского заказа на создание произведения. В этом случае в договоре также необходимо будет указать переход к владельцу студии авторских прав и их объем после того, как дизайн интерьера либо арт-объект будет создан. Это как строительство дома, который сразу оказывается в собственности заказчика.
— В студии идет коммерческая фотосъемка. Какие документы необходимо оформлять фотографу и его клиентам (заказчикам съемок), чтобы избежать возможных претензий со стороны дизайнера и владельцев студии?— Производителю — в нашем случае фотографу — необходимо получить письменное разрешение на использование дизайна интерьеров от правообладателя, например, владельца студии. В этом разрешении указываютсяпределы использования произведений, то есть каким способом (например, воспроизведение с помощью фотозаписи, распространение изображений и т.д.), на какой срок и на какой территории действует разрешение. Такое разрешение может быть оформлено в виде лицензионного договора между владельцем студии и фотографом либо заказчиком съемок.
— Не нарушают ли авторские права дизайнера публикации фотографий авторских интерьеров в соцсетях?— Если не было получено соответствующее разрешение, то, конечно, нарушают. Теоретически владелец интерьера может подать на фотографа или заказчика съемки в суд и выиграть дело о нарушении своих прав, потребовать компенсацию.
— В фото- и видеоиндустрии существует устоявшаяся практика — получив гонорар, модель подписывает модел-релиз стандартного образа, позволяющий использовать изображение по усмотрению автора. В модел-релизе используются личные данные (для ню-моделей — вплоть до копии документов, в том числе паспорта), эти данные передаются клиенту фотографа — заказчику съемок. Как должен вестись учет таких персональных данных? — Основной документ, в соответствии с которым должна вестись обработка такой информации, — Федеральный закон «О персональных данных». Обработка данных может быть автоматизированной, то есть осуществляться с помощью средств вычислительной техники, либо ручной.
До начала сбора и обработки персональной информации необходимо определиться с целью такой деятельности, сообщить об этой цели лицу, чьи данные получаете, и заручиться его письменным согласием. Важно, что оператор должен обеспечить конфиденциальность персональных данных: не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия гражданина, от которого они получены. Полностью обязанности оператора раскрыты в главе 4 названного закона.
— Может ли фотограф передавать данные модели заказчику?— Может, если им было получено письменное согласие модели на такое действие.
— Какие документы должны оформлять модель и фотограф для соблюдения закона и коммерческих интересов?— Фотограф должен получить от модели согласие на обработку персональных данных, в котором будут указаны цели сбора, условия обработки полученной информации, возможность передачи данных третьим лицам, срок хранения данных и другие условия.
— Может ли модель отозвать в дальнейшем свое согласие на использование персональных данных, если работа была оплачена?— Может, однако фотограф вправе продолжить обработку персональных данных без согласия модели, если такаяобработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем является модель, а также для заключения договора, по которому модель будет являться выгодоприобретателем. Также после отзыва согласия можно продолжать обработку персональных данных модели, если это необходимо для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц.
— Может ли фотограф передавать паспортные данные модели третьим лицам в другие страны при работе на стоках, и каков порядок передачи?— Если модель имеет российское гражданство, то первоначально персональные данные должны быть внесены оператором в базу данных на территории РФ. После этого можно осуществлять их трансграничную передачу в те страны, которые являются участниками Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981), либо страны, перечень которых установлен приказом Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274. В отношении остальных стран требуется письменное согласие субъекта персональных данных на передачу его данных на территорию иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных.
Чтобы исключить возможные претензии модели в связи с трансграничной передачей данных, рекомендуем получить согласие модели на передачу данных третьим лицам, в том числеспециализированным площадкам, находящимся в любых странах по усмотрению фотографа.
Фото предоставлено Роман Лукичевым