В Екатеринбурге за последнюю неделю в полицию обратилось сразу пять человек, пострадавших из-за мошенничества с банковскими счетами. Во всех случаях злоумышленники действовали по одному сценарию — представлялись сотрудниками банка и заявляли потерпевшим о финансовых угрозах. Сама по себе схема не новая — аферисты действуют по ней не один год. Другой вопрос, что вопреки сложившимся стереотипам на эту уловку попадаются не только пожилые люди, но и клиенты банков, хорошо знакомые с онлайн-инструментами.
Один за другим потерпевшие от действий лжесотрудников банков начали обращаться в полицию с конца сентября 2020 года. Так, 26 сентября в органы внутренних дел обратился сотрудник IT-компании в Екатеринбурге, который перевел 2,3 млн руб. предполагаемым мошенникам. По словам программиста, ему позвонил неизвестный, который от имени сотрудника банка спросил у потерпевшего о заявке на кредит. Екатеринбуржец сказал, что заем не оформлял.
Лжесотрудник банка, в свою очередь, заверил программиста, что на него оформляют кредит, и материалы уже переданы в службу безопасности учреждения. Затем потерпевшему позвонил другой предполагаемый мошенник и предложил екатеринбуржцу перевести средства с кредитного счета на зарплатную карту. После этого программист, следуя полученным инструкциям, обналичил деньги и перевел на указанные счета.
В тот же день в полицию обратился еще один житель Екатеринбурга, который по той же схеме
отдал лжесотрудникам банка 1,3 млн руб. Другой потерпевший — 55-летний мужчина —
перевел на счета аферистов 3,3 млн руб.
В начале октября подобные обращения от обманутых горожан продолжали поступать в полицию. Так, 4 октября 2020 года в отдел полиции № 5 обратилась 36-летняя женщина с заявлением о краже с банковских счетов 45 тыс. руб. 6 октября стало известно, что злоумышленники
обманули жительницу Екатеринбурга, которая перевела им 300 тыс. руб.
При этом в городском УМВД ранее признавали, что преступления, совершенные с помощью IT-телефонии, раскрываются очень долго — на протяжении не одного года, поскольку злоумышленники действуют из других городов, а то и стран.
Другой вопрос — в информационном обеспечении самих клиентов, особенно на фоне заявленной цифровизации банковской системы. Отметим, что в последнее время мошенники стараются все чаще воздействовать на счета жертв посредством сторонних приложений. Показателен и тот факт, что с января по май 2020 года удвоилось количество подставных сайтов российских банков (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Наибольшую активность в профилактике на данный момент проявил Банк России и его региональные подразделения. К примеру, Уральское управление ЦБ РФ организовало онлайн-курсы по финансовой грамотности, в том числе по защите от мошенничества. Однако занятия проведут в основном для лиц пожилого возраста, хотя, как было сказано выше, пенсионеры все реже становятся жертвами аферистов.
Финансово-кредитные учреждения в лучшем случае ограничиваются массовой рассылкой с предупреждениями. Однако опрошенные УрБК клиенты различных банков говорили, что разъяснительной работы по мошенничествам с ними не проводили, алгоритмы действий на случай подозрительных звонков им не предлагались. Некоторые из респондентов говорили, что в подобных ситуациях самостоятельно связывались с банками.
«Это все, конечно, проводится на усмотрение банков, которые на самом деле стремятся отметиться как можно чаще в медийном пространстве. И на фоне этих событий было бы отличным маркетинговым ходом напомнить о себе клиентам. К слову, ряд банков уже сделали рассылки клиентам с напоминаниями не сообщать конфиденциальную информацию посторонним лицам. Думаю, другие финансово-кредитные учреждения также известят об опасности своих клиентов, вопрос — как и в какой форме», — рассказал УрБК независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.
В то же время он усомнился, что участившиеся случаи мошенничества могут дискредитировать банки и предлагаемые ими онлайн-продукты. Хотя, как полагает Г. Вахитов, обманутые мошенниками клиенты действительно могут обвинить финансово-кредитные учреждения в своих бедах.
Однако по мере развития и продвижения банковских онлайн-продуктов клиенты все чаще будут задаваться вопросом об их безопасности. Особенно на фоне участившихся случаев мошенничества.