Одним из важнейших вопросов, которые решаются сегодня на Белоярской атомной электростанции, является вывод из эксплуатации остановленных еще в 1980-х годах энергоблоков с реакторами АМБ-1 и АМБ-2. Необходимым условием их безопасного демонтажа является вывоз с площадки накопленного за годы эксплуатации отработанного ядерного топлива (ОЯТ), и этот процесс уже наполовину завершен. Эксперты отмечают, что после окончания всех требуемых работ территория размещения энергоблоков будет полностью безопасна для человека.
Напомним, энергоблоки № 1 (1964-1981 г.) и № 2 (1967-1989 г.) Белоярской АЭС с водографитовыми канальными реакторами на тепловых нейтронах АМБ-100 и АМБ-200 («Атом Мирный Большой») за период работы произвели соответственно 8,73 и 22,24 млрд кВтч электроэнергии. Это было первое атомное электричество Урала, обеспечившее развитие экономики и промышленности региона. Кроме производства электроэнергии, первые энергоблоки Белоярской АЭС способствовали становлению технологий атомной энергетики: на них отрабатывались различные виды топлива и конструкционных материалов, эксплуатационные режимы. Они окончательно остановлены в связи с выработкой ресурса и находятся на первом этапе вывода из эксплуатации.
Как отметил сегодня в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге заместитель главного инженера по безопасности и надежности БАЭС Валерий Шаманский, согласно существующим нормативным требованиям, к работам по выводу из эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 можно приступать только при отсутствии на площадке ядерного топлива в любом виде и ядерных материалов. Эту задачу в настоящее время решают на Белоярской АЭС.
«За время существования СССР ядерное топливо реакторов АМБ не подлежало переработке. Часть его в свое время была вывезена на ПО «Маяк», оставшаяся часть хранилась у нас на станции в приреакторных бассейнах выдержки. В последние годы для нас одной из основных задач было обеспечение вывоза отработанного ядерного топлива с площадки Белоярской АЭС на специализированное предприятия, завод по переработке. Начиная с 2017 года мы вплотную подошли к решению этой задачи. В прошлом году мы успешно закончили первый этап, вывезли половину ОЯТ, чем обеспечили возможность содержания в надежном и безопасном состоянии приреакторных бассейнов выдержки, их техобслуживания и так далее», — рассказал Валерий Шаманский.
По его словам, вывоз первой половины отработанного топлива прошел без каких-либо проблем, в полном соответствии с теми планами, которые были разработаны для этого процесса. Еще половина пока остается на Белоярской атомной станции. Ее транспортировка будет произведена к 2025-26 годам, когда на заводе по переработке ОЯТ будет построен необходимый комплекс для жидких радиоактивных отходов.
«Что касается комплекса по переработке жидких РАО, у нас есть дорожная карта строительства данного объекта. В прошлом году мы провели в соответствии с законом общественные слушания, в этом году проект прошел госэкспертизу. Сейчас мы занимаемся инвестпроектом, то есть заключением договоров на строительство этого объекта», — пояснил директор Белоярской АЭС Иван Сидоров.
С того момента, когда на площадке атомной станции не останется отработанного ядерного топлива, начнутся основные работы по выводу из эксплуатации энергоблоков АМБ-100 и АМБ-200. Согласно планам руководства АЭС, это произойдет на рубеже 2030-х годов.
«Те работы, которые, возможно, мы проводим уже сейчас, и считаем их подготовительными. Но активная фаза этого процесса наступит на горизонте 2030-х годов. Будет произведен демонтаж всего оборудования, строительных конструкций, все это будет вывезено и передано национальному оператору в соответствии с существующими требованиями. Дальнейшая перспектива — на рубеже 2040-х годов, согласно проекту вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС, это будет «зеленая лужайка», — сообщил Валерий Шаманский.
Нужно отметить, что отходы, которые будут образовываться на Белоярской АЭС в дальнейшем, согласно современным требованиям, будут передаваться Национальному оператору по обращению с РАО. Таким образом, атомная станция в перспективе полностью освободится от необходимости обеспечения их безопасного хранения.