После недавнего пожара в одном из цехов екатеринбургского хлебомакаронного комбината АО «СМАК» в городских магазинах заметно опустели полки. В первую очередь исчезли позиции по батонам и хлебобулочным изделиям, которые традиционно поставляло это предприятие. В то же время перебоев со снабжением магазинов хлебом в Екатеринбурге не наблюдается. Более того, конкуренты екатеринбургского комбината заметно активизировались и наступают на позиции горевшего предприятия.
Пожар в одном из цехов АО «СМАК» произошел 31 августа. Корпус выгорел на 800 кв. м. и, по всей видимости, для дальнейшей работы стал непригоден. Руководство предприятия пообещало уже с 1 сентября возобновить производство, но не уточнило, в каких объемах.
Как ранее писал УрБК, по оценкам менеджмента комбината, в сутки АО «СМАК» выпускало около 100 т хлеба и хлебобулочных изделий. На реализацию в Екатеринбург уходило 42% продукции предприятия, то есть примерно 42 т хлебобулочных изделий. Доля организации на внутрирегиональном рынке в натуральном выражении составляла 21%.
Еще во время пожара в министерстве АПК и продовольственного рынка области заверили, что дефицита хлеба на Среднем Урале не предвидится, поскольку рынок перенасыщен игроками. Действительно, хлебобулочные изделия с полок не исчезли. Но на протяжении последних четырех дней екатеринбуржцы видят по вечерам пустые полки вместо привычной продукции комбината «СМАК».
Фотография читателя из магазина сети «Перекресток»Как сообщили УрБК читатели, такую картину можно было наблюдать в магазинах сетей «Магнит», «Перекресток» (входит в Х5 Retail Group), «Кировский», «Лента» и других. Подобные сигналы поступили из Чкаловского, Кировского и Октябрьского районов города. В первую очередь пропали батоны «Молочный» и «Подмосковный», булочки, сдобы и подобная продукция. Представители «Магнита» пояснили одному из покупателей, что раньше комбинат ежедневно поставлял в магазин по десять лотков с хлебобулочными изделиями. В последние дни привозят только по одному лотку.
В то же время покупатели обратили внимание на то, как вырос в магазинах ассортимент от конкурентов «СМАКа». Например, на полках появился батон «Молочный» от хлебокомбината «Всеслав». Значительно возросла доля продукции производства «Реж Хлеб» (основной конкурент АО «СМАК», 12% на рынке), а также хлебозаводов Сысерти, Каменска-Уральского и Березовского. Увеличилась доля на полках частных хлебопекарен (они, кстати, в натурном выражении занимают 17%). Вдобавок к этому «Реж Хлеб» за последние четыре дня развернул активную рекламную кампанию.
Фотография читателя из магазина сети «Кировский»Занятые прежде АО «СМАК» позиции будут пустовать, по всей видимости, как минимум до конца текущего года. Сразу после пожара руководство хлебомакаронного комбината заявило, что не будет восстанавливать пострадавший цех, а ускорит переезд на новую площадку в логистический парк «Кольцово». В 2019 году предприятие озвучивало планы по завершению строительства первой очереди нового завода к лету 2021 года. Однако выход комбината на полную мощность ожидался не ранее 2025 года.
Для ускорения строительства руководитель АО «СМАК» Владилен Фуфаров уже обратился к властям Свердловской области с просьбой посодействовать в подключении будущего завода к газоснабжению и электрическим сетям. В то же время он не уточнил, сколько дополнительных средств потребуется на ввод объекта в ускоренном режиме. В прошлом году общая стоимость проекта оценивалась на сумму 3,6 млрд руб. Из этих средств планировалось вложить собственных средств на 1,3 млрд руб., еще 1 млрд руб. — в виде займа под оборудование. Оставшуюся сумму в размере 1,3 млрд руб. АО «СМАК» планировало получить по кредитной линии.
Изображение с сайта АО «СМАК»Изображение с сайта АО «СМАК»Ранее УрБК
описывал сценарий, при котором екатеринбургский комбинат откажется от планов восстанавливать сгоревший цех и все силы бросит на переезд. Но при таком развитии событий возникает несколько рисков. Во-первых, до окончания строительства нового завода АО «СМАК» не сможет восполнить потерянные объемы, что неизменно отразится на выручке компании. Следует также отметить, что на фоне экономических последствий пандемии доходы населения падают. Это, в свою очередь, также отражается на продажах.
Во-вторых, из-за общей тенденции к падению потребления хлеба в Свердловской области конкуренция между производителями достаточно высокая. И, судя по активности игроков, передел рынка уже начался. Какую бы лояльность определенному производителю не выражал ритейл, для торговых сетей первостепенно наличие товара на прилавках, иначе покупатели перейдут в точки, где ассортимент больше. По отзывам ритейлеров, пустые полки потребителей уже не пугают, но по-прежнему вызывают неприятные воспоминания о конце 80-х — начале 90-х годов.
В-третьих, после запуска нового завода «СМАКу» вероятно придется заново завоевывать утерянные позиции. Вряд ли его конкуренты согласятся освободить полки добровольно. Да и торговые сети, как правило, доверяют уже проверенным игрокам и неохотно пускают на прилавки продукцию новых. На новом заводе линии производства запускаются с нуля, хотя и под старым брендом. Сложно предсказать, сможет ли АО «СМАК» сразу выпускать знакомый для потребителя продукт.
Единственный вариант перекрыть эти риски — увеличить кредитную нагрузку предприятия, а потом надеяться, что через какое-то время потребитель не забудет бренд.
Сергей Беляев