Компания «ФОРЭС» — крупнейший в России производитель пропантов — расходных материалов для нефтяной отрасли — известна в первую очередь своими конфликтами. При анализе позиции компании в информационном пространстве складывается впечатление, что публичный конфликт — основной метод PR-продвижения «ФОРЭСа». До последнего времени противостояния эти носили локальный характер. Но этой весной «ФОРЭС» вышел на принципиально иной уровень PR, «бросив вызов» крупнейшим промышленным группам Свердловской области и губернатору региона. О том, как компания решила войти в глобальную информационную повестку и чем это для нее может закончится — в материале УрБК.
Компания «ФОРЭС», принадлежащая уральскому предпринимателю Сергею Шмотьеву, специализируется на выпуске пропантов. В нее входит целый ряд производств, расположенных в городах Свердловской области: Каменске-Уральском, Сухом Логу, Асбесте. Штаб-квартира «ФОРЭСа» находится в Екатеринбурге. До последнего времени в глобальном информационном пространстве компания была известна главным образом благодаря целому ряду локальных, но продолжительных информационных противостояний.
Название «ФОРЭС» вышло в широкое публичное пространство в связи с «патентной войной» с главным конкурентом на рынке пропантов — компанией «НИКА-Петротэк», также зарегистрированной в Екатеринбурге. «ФОРЭС» обвинил конкурентов в использовании принадлежащих ему технологий, судебный спор затянулся на несколько лет и стал основой для взаимных обвинений в СМИ. Впоследствии конфликт вышел далеко за пределы вопроса о праве собственности на технологии. Конкуренты долго и изобретательно выясняли отношения с использованием всевозможных медиа.
Вторым громким конфликтом, принесшим определенную известность «ФОРЭСу», стало публичное противостояние с лидером асбестовских коммунистов, депутатом местной думы Натальей Крыловой. Муниципальный парламентарий организовала целый ряд громких акций, направленных против компании (главные обвинения носили экологический характер). «ФОРЭС» ответил судебными исками и борьбой с Крыловой в СМИ и соцсетях. Конфликт так же затянулся на годы.
Последним резонансным противостоянием, вышедшим в паблик, стала пикировка предприятия с главой Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланой Радионовой. Чиновница на своей странице в соцсетях выступила с критикой предприятия. Ответом ей стало размещение целого ряда статей в СМИ. Конфликт так же привлек к «ФОРЭСу» внимание и общественности, и журналистов.
Экология как PRСкладывается впечатление, что участие в громких, продолжительных и ожесточенных противостояниях становится «фирменным стилем» позиционирования «ФОРЭСа» в информационном пространстве, базисом его политики продвижения и PR. И весной этого года «ФОРЭС», по всей видимости, принял решение выйти на новый уровень реализации этой концепции. На этот раз «перчатка» информационной войны была брошена ведущим промышленным группам Свердловской области и лично губернатору региона.
Весной 2020 года «ФОРЭС» выступил генеральным информационным партнером цветного приложения к уральскому выпуску газеты «Коммерсантъ», целиком посвященному экологической ситуации на Среднем Урале. В выпуске, вышедшем в партнерстве с «ФОРЭСом», были подняты такие темы, как влияние выбросов крупнейших предприятий региона на экологию и здоровье жителей Свердловской области. Также был опубликован антирейтинг крупнейших загрязнителей природной среды, в числе которых упомянуты ПАО «Энел Россия», структуры «Газпрома», Уральской горно-металлургической компании, компании «Т Плюс» и предприятия, близкие к самому «ФОРЭСу». Регион в целом позиционировался как зона экологической напряженности.
Также в спецвыпуске, генеральным информационным партнером которого выступил «ФОРЭС», не в самом выгодном свете представлен губернатор Евгений Куйвашев. В одном из материалов прямо указывается, что экологическая ситуация является одним из основных принципов оценки деятельности губернатора, а Свердловская область по этому параметру находится в числе аутсайдеров, и за проблемы региона в конечном итоге «ответит губернатор».
Обычно крайне болезненные для Свердловской области темы ущерба экологии от деятельности промышленных предприятий поднимать «без повода» в деловой и информационной среде не принято. Как правило, такие информповоды используются как инструменты в конкурентной борьбе или информационных войнах.
Экология как общественная дискуссия Нужно отметить, что сами по себе материалы находятся полностью в русле информационной политики издания, а данные об объемах выбросов и антирейтинг «грязных» предприятий региона основаны на информации из открытых источников, прежде всего — на материалах ежегодного мониторинга состояния окружающей среды, который готовит областное правительство.
Общественная дискуссия, инициированная экологическим антирейтингом предприятий региона, обязательно будет продолжена и может стать одной из главных тем информационной повестки после окончания пандемии коронавируса. Обсуждение уровня вреда, наносимого промышленности предприятиями региона, может затянуться на несколько месяцев. Тем более что упомянутые в антирейтинге компании имеют возможности для продолжения этой дискуссии.
Если предположить, что целью генерального информационного спонсорства этого выпуска был выход «ФОРЭСа» в глобальную информационную повестку, то она была достигнута. И это можно считать и смелым шагом, и серьезной заявкой на выход в топ ньюсмейкеров региона. Инициирование дискуссии такого уровня повышает «информационный статус».
Впрочем, в самой компании такое предположение отрицают.
«Компания «ФОРЭС» не финансировала спецвыпуск, а выступила генеральным информационным партнером цветного приложения в числе других информационных партнеров, логотипы которых вы можете найти в выпуске. Цели любого рекламного размещения — информирование целевой аудитории о процессах, происходящих в компании и отрасли», — прокомментировал ситуацию представитель компании «ФОРЭС».
Так или иначе «ФОРЭС» фактически выступил в числе инициаторов обсуждения очень важной для региона проблемы, мимо которой вряд ли смогут пройти крупнейшие экономические и политические субъекты, имеющие интересы в Свердловской области.
УрБК будет следить за развитием событий.