В Екатеринбурге под видом юридической помощи запустили московскую схему финансового мошенничества
УрБК, Екатеринбург, 12.03.2020. В начале 2020 года в Екатеринбурге существенно возросло число жалоб от потребителей по нарушению их прав. Среди новых способов недобросовестного предпринимательства на потребительском рынке — мисселинг (навязывание и продажа клиенту другого товара или услуги) и новая московская схема, под которой работают несколько юридических компаний. Об этом сегодня, 12 марта, на пресс-конференции сообщила директор муниципального Центра защиты прав потребителей Янина Голубева.
По ее словам, в условиях экономической нестабильности тема защиты прав потребителей и недобросовестного предпринимательства особенно актуальна.
«Если говорить о тематике обращений горожан за защитой своих прав, то на первом месте по товарам — электроника и сотовые телефоны, на втором — мебель, на третьем — одежда и обувь. В сфере услуг больше всего жалоб от потребителей в Екатеринбурге поступает по оказанию услуг ЖКХ (чаще всего по начислению тарифов на вывоз твердо-бытовых отходов и капитальный ремонт), на втором месте — финансовые услуги (чаще всего кредитование и страхование), на третьем — юридические услуги (оказание помощи в составлении документов и претензий)», — отметила директор муниципального Центра защиты прав потребителей Янина Голубева.
Среди наиболее распространенных в последнее время новых способах мошенничества на потребительском рынке Янина Голубева особо выделила так называемый мисселинг, когда потребителю вместо одного продукта продают другие услуги, в том числе и финансовые.
«Часто пожилые люди идут в банк, чтобы забрать свой вклад, а им говорят: мы не можем его вам вернуть, потому что оказывается, что с потребителем был заключен договор займа или инвестиционный договор либо договор пенсионного/страхового накопления», — пояснила директор муниципального Центра защиты прав потребителей города Екатеринбурга Янина Голубева.
При этом нередко люди сами «сдают деньги в заем нефинансовым организациям». «Здесь мы плотно работаем с Центробанком и активно делимся не только информацией, но и опытом работы по таким случаям. Только с начала этого года к нам поступило 17 обращений по страховым компаниям и 37 жалоб по кредитным организациям, в том числе и микрофинансовым», — подчеркнула Янина Голубева.
Как она отметила, если в семье есть пожилой человек со значительной суммой денежных средств, необходимо держать эти деньги под личным контролем родных, чтобы он не стал очередной жертвой мошенников. «При необходимости самим отвести в банк и лично проконтролировать все финансовые операции, и внимательно смотреть, что именно подписывает ваш пожилой родственник», — посоветовала Янина Голубева.
Тем более что мошенники и недобросовестные представители бизнеса не стоят на месте, совершенствуя свой опыт работы с рядовыми потребителями, кроме того, существуют типовые, уже отработанные схемы мошенничества и навязывания дополнительных услуг.
«Есть типовые истории финансового мошенничества, когда происходит обход квартир одиноких и глубоко пожилых людей с предложениями замены счетчиков или какого-либо оборудования с успешным опытом войти в доверие или когда потребителей обзванивают и приглашают прийти на презентацию, где в дальнейшем им навязывают и продают какой-то дорогой товар в том числе в кредит», — уточнила директор муниципального Центра защиты прав потребителей Янина Голубева.
Еще одним из наиболее распространенных способов недобросовестного предпринимательства и своего рода финансового мошенничества в Екатеринбурге стала новая московская схема по оказанию так называемой юридической помощи потребителям, когда людей или компании сознательно втягивают в заведомо проигрышные и бесперспективные судебные и досудебные споры, предлагая им оплатить дорогостоящие услуги юристов.
«Эта схема пришла к нам из Москвы. Количество таких случаев растет, с начала 2020 года к нам поступило уже 90 обращений по оказанию юридических услуг. Всего в Екатеринбурге сейчас примерно 4-5 таких организаций, где на потребителей оказывают серьезный прессинг при заключении договоров. При этом одновременно на консультации могут присутствовать сразу несколько человек-«юристов», а сама консультация длится по 2-4 часа, в итоге люди чувствуют себя обязанными и вынужденно идут на подписание договора обслуживания с такой компанией», — пояснила эксперт Янина Голубева.
Кроме того, по ее словам, есть «очень сложные дела, связанные с ритуальными услугами и завязанные на недобросовестном предпринимательстве», когда преследуется только одна цель — получение денег, при этом отсутствует забота о качестве предоставляемых услуг.
Много жалоб и по товарам, заказанным в интернет-магазинах, когда потребители «заранее перечисляют деньги на карту неизвестно кому», а вместо дорогих товаров получают муляж или стружку в посылке.