На вопросы ИАА «Урал Бизнес Консалтинг» ответил директор по цифровой трансформации «Россети Урал» (новый бренд ОАО «МРСК Урала») Андрей Шульгин. — Андрей Николаевич, зачем вообще нужна цифровая трансформация в энергетической компании?— Основная цель программы цифровой трансформации — повышение эффективности через изменение логики процессов и переход компании на риск-ориентированное управление на основе внедрения цифровых технологий и анализа больших данных. Внедрение новых технологий должно повысить адаптивность компании, обеспечить экономическую эффективность и надежность электроснабжения потребителей.
Понимаете, существующие сегодня технологии передачи и распределения электроэнергии — это условная константа. Мы нацелены на поиск новых прорывных технологий, изменяющих принципы передачи и распределения электроэнергии. На сегодняшний день мы, используя все новшества, которые нам дает технологический прогресс, IT-технологии, стараемся максимально применять их в нашей работе, повышая операционную эффективность компании и обеспечивая надежность электроснабжения регионов присутствия.
Новые линии электропередачи появляются в распределительной сети по большей части в рамках технологического присоединения, такая же ситуация с центрами питания. Сейчас энергообъекты возводятся только в рамках реальных потребностей экономики регионов присутствия, а для поддержания существующей электросетевой инфраструктуры, которая строилась в основном в 60-70-х годах прошлого века, требуются значительные средства. Их одномоментное обновление может привести к нагрузке на тариф. И этого мы должны избежать. Поэтому сегодня ключевой вектор лежит как раз в плоскости повышения операционной эффективности энергокомпании, усовершенствования технологических и бизнес-процессов и направлении высвобождаемых средств на обновление существующих электросетевых активов. Нам необходимо добиться еще большего улучшения производственных и финансово-экономических показателей в существующих экономических условиях. Это возможно за счет внедрения новых цифровых технологий.
— То есть главные цели — увеличение надежности и сокращение затрат за счет оптимизации? — Сегодня повышение уровня производительности труда, действительно, осуществляется за счет оптимизации бизнес-процессов и внедрения новых технологий. Грубо говоря, если раньше наш персонал проводил диагностику оборудования, выезжая на энергообъекты, снимая вручную показания с ряда приборов, то сейчас значительный объем подобных работ можно делать удаленно, автоматически анализируя данные, дистанционно контролировать состояние оборудования. Благодаря возможностям предиктивной аналитики мы снижаем затраты на обслуживание, диагностику и текущий ремонт.
— На какой стадии сейчас находится эта работа? — Цель перед нами поставлена весьма глобальная, дорога к ее достижению предстоит длинная. Мы находимся в самом начале пути: год назад мы только приступили к формированию стратегических планов. На сегодня программа цифровой трансформации компании «Россети Урал» прошла все необходимые согласования, в том числе на совете директоров. Чтобы создать систему предиктивной аналитики, перейти к более экономически выгодному техническому обслуживанию и текущему ремонту и управлению сетями, нужно повысить наш кадровый потенциал, развить компетенции наших специалистов и руководителей, линейного персонала, обеспечить наблюдаемость электрической сети, изменить систему учета электроэнергии. Соответственно, нами были определены основные направления программы цифровой трансформации: цифровое управление компанией, отладка всех бизнес-процессов (начиная от технического обслуживания электрооборудования, заканчивая бизнес-планированием), интеллектуальный учет, «пилотирование» на нашей территории присутствия ряда новых цифровых технологий и оборудования.
— Что на практике означает цифровая трансформация? — Если мы говорим про управление компанией, в первую очередь мы должны отладить все бизнес-процессы, максимально их автоматизировать, уйти от бумажного документооборота и процедур различных длительных согласований и тем самым оптимизировать работу. Фактически это означает введение CRM, что позволит оптимизировать скорость принятия решений.
На следующем уровне цифровая трансформация означает управление технологическими процессами на территориях на уровне установки датчиков и создания системы предиктивной аналитики, чтобы мы в режиме онлайн-мониторинга знали все об электросетевой инфраструктуре и состоянии оборудования. Особенно это актуально для распределительной сети классом напряжения 0,4-10 кВ. Сейчас данные к нам приходят только после визита сотрудников на объект. В будущем мы будем получать эту информацию онлайн.
Дальше у нас в этом же технологическом процессе идет создание системы интеллектуального учета электроэнергии, чтобы мы видели, знали и понимали расход электроэнергии на каждом объекте и видели потери электроэнергии. Внедрение системы интеллектуального учета будет являться в своей основе фундаментом цифровой трансформации, так как даст колоссальные возможности и массив данных, касающихся потребления электроэнергии.
Отдельный раздел — это дополнительные сервисы для наших клиентов, повышающие их комфорт, обеспечивающие экономию энергоресурсов и снижение затрат на приобретаемую электроэнергию. И, конечно же, это комплексная система информационной безопасности — отдельный очень сложный, очень серьезный блок. В соответствии с федеральным законодательством мы должны обеспечить безопасность всего программного обеспечения, всего массива получаемых и обрабатываемых данных.
— Как идет процесс внедрения технологий цифрового управления компании? — Сейчас мы занимаемся разработкой новых и внедрением существующих мировых технологий. К ним относятся управление рисками, управление имуществом, модернизация системы управления производственными активами: планирование инвестиционных затрат, планирование данных о техническом состоянии оборудования; развитие интегрированной корпоративной шины (создание единого информационного пространства, построение CIM-модели всей сети).
В результате мы сможем получить единую базу данных системы управления (диспетчерского, управления компанией, технологического, системы безопасности), в которой будут аккумулироваться все сведения, поступающие из различных источников. Если у нас из узла учета, датчика температуры, устройств релейной защиты и автоматики пришли данные, они поступили в общую систему учета, в общую корпоративную шину и распределились по всем блокам со стопроцентной точностью, без искажения при передаче данных. Это очень важный процесс.
Далее это модуль управления передачей и распределением электроэнергии (автоматизация процесса передачи и распределения энергии на базе модуля IS-U). До последнего времени все наши счетчики не были соединены в сеть, данные приходилось собирать и вносить в систему. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы все эти данные были автоматизированы и анализировались тоже автоматически, без участия наших специалистов. Это позволит, например, в режиме реального времени выявлять участки потерь энергии, определять факторы, ставшие причиной потерь. Это даст нам возможность быстро реагировать на изменения. Вышел узел учета из строя — мы быстро среагировали. Увеличились потери на каком-то участке сети — мы также быстро среагировали и выяснили причину отклонения. Изменился процесс передачи электроэнергии (произошли переключения, которые привели к потере или ухудшению качества электроэнергии у потребителей) — мы тоже быстро среагировали.
Самое интересное — управление технологическим процессом. Один из самых важных проектов — централизация диспетчерского управления. На сегодняшний день у нас внедрена трехуровневая система, где не полностью внедрена автоматизация передачи информации. К 2025 году мы должны полностью перейти на 2-уровневую систему управления, размещенную в целом по областным центрам — это Екатеринбург, Челябинск и Пермь. Там будет сконцентрировано все управление сетями 6(10), 35,110 кВ. Именно в эти центры управления будет внедрен программно-технический комплекс, который позволит управлять всей сетью максимально дистанционно и своевременно реагировать на все изменения. Сейчас этот проект очень активно реализуется. С 2019 года мы приступили к подготовке персонала и созданию программно-технического комплекса для перехода на двухуровневую модель. Это будет совершенно иной уровень управления электросетевой инфраструктурой. Компания «Россети Урал» будет более оперативна и клиентоориентирована.
— Каковы экономические параметры всей программы цифровой трансформации? — Мы оцениваем общие инвестиции в проект на уровне 53 млрд руб. Большая часть из них — 47 млрд — будет направлена на создание интеллектуальной системы учета электрической энергии, грубо говоря — на установку и подключение в единую систему 1 млн 135 тыс. современных счетчиков электроэнергии. Окупиться программа цифровой трансформации должна в течение 7 лет.
— Примерно есть понимание, насколько это ускорит процесс?— Да, у нас есть целевые показатели. И, глядя на них, понимаешь, что речь реально идет о процентах и долях процентов, и тогда действительно приходит осознание, насколько сложно повысить эффективность производственного процесса, сколько сил и средств нужно вложить, чтобы добиться желаемых результатов. Так, наблюдаемость сети у нас должна повыситься до 73%. Снизятся средняя продолжительность отключения электроэнергии (SAIDI) и средняя частота прекращений передачи электроэнергии на точку поставки (SAIFI). В первом случае время отключения уменьшится с нынешних 1,1 часа до 1,056 часа. Во втором — число отключений уменьшится с 0,739 шт. до 0,724 шт. соответственно. В компании и сегодня эти показатели находятся на очень высоком уровне благодаря слаженной работе наших специалистов. И сначала кажется, что изменения незначительны, но на практике они очень важны.
— Какой из проектов цифровой трансформации самый масштабный и затратный? — Это система интеллектуального учета электроэнергии. Наша цель — достижение 100%-ной оснащенности интеллектуальным учетом всех точек поставки. Также мы планируем, как уже и говорили, интеграцию данных в систему IS-U, в систему SCADA, систему диспетчерского управления, чтобы повысить наблюдаемость, видеть, где и какие у нас очаги потерь, как идет потребление энергоресурсов.
На сегодняшний день у нас порядка 1 млн 135 тыс. точек коммерческого учета, из них без автоматизации 954 тысячи. В 2020 году в единой системе будет работать уже 26% от общего числа учета. До конца 2030 года должно быть 100%-ное покрытие интеллектуальными системами учета всех точек поставки. Для этого мы должны установить и принять на баланс 1 млн 248,5 тыс. узлов учета. Это важнейшая задача. В результате ее реализации мы планируем снизить потери к 2030 году до 4,5%. Планы амбициозны, но реализуемы.
— Кроме того, вы реализуете и локальные проекты? — У нас есть 2 пилотных проекта цифровой РЭС. Эта концепция призвана минимизировать участие наших специалистов в эксплуатации электросетевого оборудования. На основе предиктивной аналитики, на основе повышения наблюдаемости сети, на основе внедрения комплексных пунктов переключения сети 6-10, 35, 0,4 кВ.
Первый РЭС — Орджоникидзевский в Пермском крае. Данный проект реализуется с участием государственной энергетической компании Китая и делается наиболее традиционным способом — с помощью автоматизации существующих технологических процессов. Второй пилотный проект — Сосновский РЭС филиала «Челябэнерго». Там будет выполнен проект по комплексной оптимизации топологии и режимов работы распределительной сети с применением технологии распределенной автоматизации.
— Есть еще более локальные примеры? — Мы внедряем два направления дополнительных сервисов. Первый — это применение систем накопления электрической энергии. Это пилотный проект, по нему мы совместно с резидентами фонда «Сколково» отрабатываем технологии обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей при производстве ремонтных работ. На сегодняшний день при технологических нарушениях социально важных объектов мы используем резервные источники — дизель-генераторы, а тут мы планируем устанавливать накопители. Это большой сверхмощный аккумулятор, который даст возможность нам на несколько часов обеспечить электроэнергией социально значимые объекты. Помимо этого, мы отрабатываем саму технологию, чтобы понять, насколько она будет экономически эффективна, насколько качественно мы сможем обеспечить потребителей электрической энергией с помощью накопителя, как он себя поведет, как отреагирует на погодные условия, возмущения в электрической сети, сможем ли мы обеспечить качество электроснабжения потребителей. Так как, если он отработает незначительное время и потеряет свои полезные свойства, его будет бессмысленно применять. Кроме того, мы хотим отработать технологию по участию в проектах по управлению спросом и регулированию потребления электроэнергии с применением накопителей.
Как вы видите, планы масштабны и амбициозны. Компания «Россети Урал» трансформируется, чтобы быть более эффективной, надежной и максимально открытой для наших клиентов.