В Екатеринбурге состоялась пресс-конференция, посвященная реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной и предпринимательской инициативы». В ходе мероприятия спикеры рассказали об основных проблемах, которые мешают свердловскому малому и среднему бизнесу выходить на зарубежные рынки и наращивать экспортные поставки.
Руководитель Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Илья Сулла считает, что основным барьером является менталитет предпринимателей.
«У нас большой внутренний рынок. Многие бизнесмены могут успешно работать в России и никогда не испытывать потребности выйти на зарубежные рынки. Для сравнения, в небольших странах, таких как Нидерланды, нет возможности развивать компанию внутри страны. Поэтому местные предприниматели изначально заточены на экспорт. Они строят свой бизнес, развивают технологии таким образом, чтобы в будущем продавать свою продукцию по всей Европе, по всему миру. В этом смысле у них есть чему поучиться. Нам тоже необходимо научиться мыслить глобально», — рассказал И. Сулла.
Еще одной проблемой является не самое удачное географическое расположение Среднего Урала.
«Мы находимся достаточно далеко от любой границы. Поэтому у бизнеса повышенные затраты на доставку продукции, к примеру, в Европу или на Дальний Восток. В этом смысле мы являемся менее конкурентоспособными. Зато у нас есть «мозги». Наши компании могут придумывать такие товары и технологии, которые бы продавались за границу. То есть относительно далекое местоположение стимулирует нас отправлять на экспорт высокотехнологичные товары, где не так высока доля транспортных расходов в структуре себестоимости», — заявил И. Сулла.
Президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин добавляет, что многие предприятия малого и среднего бизнеса не хотят выходить на зарубежные рынки из-за дефицита финансовых ресурсов.
«Мне кажется, ни одна страна не имеет таких сложных условий финансирования. У нас невозможно получить кредит под нормальный процент. Еще одна проблема — трудности при возврате НДС. Сначала предприятие поставляет продукцию за рубеж. Потом начинается эпопея с шестимесячным «мытарством» по возвращению уплаченного налога. Есть такие проблемы», — полагает А. Беседин.
Участник образовательной программы бизнес-школы Сколково и Российского экспортного центра Виктор Уткин отмечает важность инструментов господдержки предприятий при выходе на зарубежные рынки.
«Главная проблема связана с психологией. На своем примере я знаю, что очень сложно прорваться из информационного вакуума. Когда ты попадаешь в некую среду, в которой все эксперты имеют опыт экспортных поставок, то психологические барьеры исчезают. Абсолютно все проблемы решаемы. Нужно создавать как можно больше обучающих программ, информационных центров», — сообщил В. Уткин.
Отметим, что в 2019 году объемы господдержки свердловских предприятий малого и среднего бизнеса, которые планируют выйти на зарубежные рынки, выросли в три раза по сравнению с прошлым годом и составили 72,3 млн руб. Однако в абсолютных цифрах это по-прежнему весьма скромные показатели. Говорить же о качественном прорыве можно будет только тогда, когда объемы господдержки будут исчисляться миллиардами рублей. При этом деньги должны расходоваться адресно на оказание конкретной практической помощи наиболее перспективным предприятиям.