Госдума РФ планирует на одном из ближайших заседаний рассмотреть во втором чтении новые поправки в закон об ОСАГО. Они коснутся владельцев электронных полисов, иностранных водителей, пешеходов, ставших виновниками ДТП, а также страховщиков. Эксперты отмечают, что нововведения в целом не лишены смысла, но возможность их реализации зачастую сомнительна.
Комплексные поправки, как сообщает «Парламентская газета», не сделают полисы дешевле, но устранят ряд несоответствий в системе. Так, не вызывает сомнений положительный эффект проверок иностранных водителей на наличие страховки при въезде в РФ.
«У граждан из сопредельных государств, с которыми у нас упрощенный порядок пересечения границы, часто нет грин-карт, вообще ничего нет; соответственно, у собственников авто с иностранными номерами будут требовать документ о страховании гражданской ответственности. Он может быть в виде грин-карты либо, если её нет, в форме полиса ОСАГО», — пояснил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
Между тем некоторые нововведения вызывают вопросы у экспертов. В частности, это касается «уравнивания в правах» бумажных и электронных полисов ОСАГО. Если сегодня водитель обязан предъявить сотруднику ГИБДД бумажный полис или распечатку электронного, то по новым правилам в случае наличия е-ОСАГО достаточно будет указать название страховой компании и номер договора. Также можно предъявить скриншот электронного полиса на смартфоне.
По словам представителя Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максима Едрышова, это нововведение действительно может оптимизировать взаимодействие владельцев электронных полисов и инспекторов ГИБДД. Однако эксперт ставит под сомнение наличие технической возможности реализации данной меры в Свердловской области.
«Начинание хорошее, но возникает вопрос, насколько готовы к нему региональные структуры. Инспекторов с планшетами на дорогах Среднего Урала я пока не видел. В Москве, Санкт-Петербурге у сотрудников ГИБДД такое оборудование есть, они могут оперативно проверить, выполнил ли водитель свою обязанность по страхованию ответственности. Доступ к базам данных значительно упрощает весь процесс оформления правонарушений, но в Свердловской области оснащение инспекторов Госавтоинспекции зачастую находится на уровне XIX века», — рассказал Максим Едрышов.
Еще одно изменение, внедрение которого вызывает вопросы, связано со взысканием размера страховой выплаты с виновного в ДТП пешехода. Законопроект предлагает ввести для страховщиков возможность такого взыскания, однако только в случаях, когда пешеход не пострадал в спровоцированной им аварии.
«Это странная мера, которая не может быть применена: ОСАГО — страхование ответственности, пешеход же ее не страхует, полиса у него нет. Поэтому автовладелец при такой аварии в любом случае ничего не получает. Таким образом, непонятно, о каком возмещении выплаты идет речь», — отметил представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области.
Что касается других запланированных на конец 2019 года изменений, еще большие сомнения у экспертов вызывает перспектива увеличения лимита выплат по Европротоколу до 400 тыс. руб. Представители профсообщества полагают, что такая мера приведет к существенному росту числа случаев мошенничества, связанного с фальсификацией ДТП.
Таким образом, реформа ОСАГО, по мнению аналитиков, движется некими «окольными путями», в то время как необходимые меры для обеспечения защищенности добросовестных водителей на дорогах не принимаются.
Так, большинство экспертов не отрицает, что увеличение с 1 апреля коэффициента «бонус-малус» для новичков, а также для часто становящихся виновниками аварий граждан и прочих представителей «группы риска» провоцирует рост числа водителей, вообще не покупающих полис ОСАГО. Единственным способом заставить их соблюдать закон могло бы стать увеличение штрафа до сопоставимых со стоимостью страховки размеров, однако решение этого вопроса постоянно откладывается.
В результате доверие добросовестных автовладельцев к реформе ОСАГО падает. При этом растет нагрузка на суды, которым приходится разбирать спорные случаи. То есть проблемы, наблюдающиеся на рынке со времен введения страхования автогражданской ответственности в России, в большинстве своем остаются нерешенными.