Статьи
24.05.2018

Отложенный пакет

Отложенный пакетС 1 июля 2018 года вступает в силу пакет антитеррористических поправок в законодательство, которые разработали депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. В течение двух лет после принятия закона пользователей пугали ростом тарифов из-за новых расходов бизнеса на исполнение новых требований. Однако по факту операторы связи и провайдеры не смогли подготовиться к реализации «пакета Яровой», потому что отраслевое министерство до сих пор не сформулировало требования к новому оборудованию.

Напомним, пакет «антитеррористических» поправок Госдума приняла в конце июня 2016 года. В числе прочего указанные поправки обязывают операторов связи в течение трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображения, звука и видео. Самый «тяжелый» контент — содержание сообщений, изображения, звуки и видеоинформацию — операторов обязали хранить шесть месяцев. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.

Ранее операторы связи сообщали, что введение поправок оставит на 100 лет отрасль без прибыли, а цены на услуги связи вырастут в 2-3 раза. Подобные прогнозы в компаниях объясняли необходимостью закупить оборудование и подготовить инфраструктуру для хранения данных.

Однако фактически за два года никаких мероприятий по подготовке к исполнению «пакета Яровой» на рынке не происходило. Как объясняют участники рынка, в отрасли до сих пор нет понимания, какое оборудование необходимо установить.

«Несмотря на то, что постановление правительства РФ по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», ― прокомментировали УрБК в пресс-службе уральского филиала ПАО «Ростелеком».

Поэтому все озвученные прогнозы по затратам операторов на реализацию «пакета Яровой» носят лишь приблизительный характер, отмечает директор интернет-провайдера «Инсис» Артем Черанёв.

«Подготовительных мероприятий нет никаких, потому что неизвестно, к чему готовиться. Мы можем примерно оценивать масштабы финансовой трагедии. Примерно. Дело в том, что любые действия по внедрению оборудования на своих сетях оператором начинаются после приказа министерства связи. Приказ министерства связи возникает после того, как появляется сертифицированное определенным образом оборудование, а также руководящие отраслевые документы по использованию этого оборудования. Все это формируется после того, как оборудование проходит сертификацию. То есть принятие закона не означает, что все операторы сейчас пойдут и с 1 июля начнут что-то у себя устанавливать. Они не могут ничего устанавливать, потому что все оборудование должно обладать сертификатами. И вся деятельность должна быть обеспечена руководящими отраслевыми документами. Их нет», ― пояснил он.

Согласование всех необходимых документов займет не один месяц, поэтому маловероятно, что «пакет Яровой» заработает и к 2019 году. Пока же участники рынка просто физически не могут исполнить требования законодательства. В свою очередь, текущее повышение тарифов на связь, которое отмечают клиенты некоторых операторов и провайдеров, никак не связано с реализацией антитеррористических поправок.

«Расходы операторов во многом привязаны к курсу доллара США. Например, коммуникационное оборудование — вообще все — привязано к курсу доллара США, оптоволокно — тоже, расходы на правообладателей — мы же иностранные телевизионные компании представляем. То есть накладные расходы операторов выросли существенно с 2014 года. Не в два раза, конечно, но значительно. Плюс та же инфляция. А теперь посмотрите на тарифы — как они изменились за последние 4-5 лет. Да почти никак, а издержки у операторов растут. Повышение тарифов связано в основном с этим», ― добавил директор «Инсиса».

По данным Росстата, за четыре года средний размер абонентской платы за доступ в интернет в Свердловской области вырос на 8,8% ― с 497 руб. в апреле 2014 года до 540,7 руб. в апреле 2018-го. Показатель действительно значительно ниже накопленной инфляции. В то же время стоимость мобильного интернета в регионе за это период в среднем выросла в 1,5 раза, а абонентская плата за телевидение — на 28%. При этом следует учесть, что на практике тарифы операторов связи существенно варьируются в зависимости от множества факторов.

Участники IT-отрасли неоднократно высказывали сомнения в том, что при разработке законопроектов последних лет депутаты проводили оценку регулирующего воздействия или вообще консультировались с кем-то из специалистов. В частности, из-за непроработанности «пакета Яровой» за месяц до вступления закона в силу у отрасли нет понимания, как реализовать закон и во сколько это обойдется.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.05.2018 МТС оценивает затраты на исполнение «закона Яровой» в 60 млрд рублей

УрБК, Москва, 23.05.2018. МТС оценивает затраты на исполнение требований так называемого «закона Яровой» по хранению ...

13.07.2016 Один из интернет-провайдеров покинул российский рынок из-за «пакета Яровой»

УрБК, Москва, 13.07.2016. В связи с принятием «пакета Яровой» сервис Private Internet Access, предоставляющий ...

08.07.2016 ФАС будет следить за ростом тарифов связи после принятия «пакета Яровой»

УрБК, Москва, 08.07.2016. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России будет проверять обоснованность повышения цен ...

30.06.2016 Мобильные операторы ожидают роста цен на услуги связи в 2-3 раза из-за «пакета Яровой»

УрБК, Москва, 30.06.2016. Мобильные операторы не исключают увеличения цен на услуги связи в 2-3 раза после вступления в ...

28.06.2016 Сотовые операторы попросили сенаторов СовФеда отклонить «законопроект Яровой-Озерова»

УрБК, Москва, 28.06.2016. Руководство ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные Телесистемы» (МТС), ПАО «Вымпелком» и ООО «Т2 ...