Со времени введения обязательного автострахования в закон об ОСАГО регулярно вносились корректировки. В основном поправки были направлены на изменение коэффициента страхового взноса с учетом опыта вождения, статистики аварийности и так далее. Однако законодатель до настоящего времени так и не учел один из основных рисков — здоровье автомобилиста. Заинтересованные ведомства и участники рынка автострахования отсечены от процесса оформления медицинских справок при получении водительского удостоверения или при пересдаче на права.
Согласно действующему законодательству, для получения права на управление транспортным средством необходимо в обязательном порядке пройти проверку у терапевта, офтальмолога, психиатра и психиатра-нарколога. Для водительского удостоверения категорий A, B, С, D и М потребуется дополнительно получить справки у невролога, а также пройти электроэнцефалографию и сдать анализы на предмет употребления психотропных веществ.
Поводом для отказа в выдаче водительского удостоверения может стать целый ряд заболеваний. В первую очередь нарушение слуха и зрения, выраженная гипертония, различного вида припадки, ряд сердечных и соматических заболеваний. Также в выдаче водительского удостоверения отказывают лицам, имеющим психические заболевания или страдающие от алкоголизма и зависимости от наркотиков.
Предполагается, что контроль за прозрачностью получения медицинских справок водителями должна осуществлять ГИБДД. Помимо государственных медучреждений правом на выдачу документов обладают также частные клиники, имеющие соответствующую лицензию. Таковых, согласно данным из открытых источников, в Екатеринбурге насчитывается порядка двух десятков.
«При выдаче водительских удостоверений сотрудниками Госавтоинспекции принимаются медицинские справки, полученные в различных медицинских организациях всех форм собственности. Сотрудниками ГИБДД проверяется наличие у организации, выдавшей справку, лицензии на данный вид деятельности (проведение медкомиссии для получения водительского удостоверения). Таким образом, гражданин может получать справки в частных организациях, которые также несут ответственность за качественное оказание услуг», — пояснили УрБК в пресс-службе Управления ГИБДД.
На этом участие Госавтоинспекции в контроле выдачи медсправок водителям заканчивается. Ведомство оформляет права лишь на основании наличия лицензии у медучреждений. Действующее законодательство обязывает водителей иметь при себе эту справку о прохождении медкомиссии наряду с удостоверением и страховым полисом. За отсутствие справки предусмотрен штраф в размере 2,5 тыс. руб. Однако автоинспекторы, как правило, спрашивают у автомобилистов только права, полис и техпаспорт.
За качеством обследования будущих водителей на медкомиссии, в свою очередь, должны следить надзорные органы в системе здравоохранения. Впрочем, как признают в УГИБДД по Свердловской области, автоинспекторам нередко приходилось сталкиваться со случаями, когда содержание медицинской справки не соответствовало состоянию водителя.
«В Госавтоинспекции Свердловской области фиксировались факты, когда граждане, состоящие на учете, предоставляли справки о прохождении транспортной медицинской комиссии, имея при этом противопоказания к управлению транспортными средствами. При обнаружении таких фактов информация нами незамедлительно направляется в прокуратуру для проведения проверки», — сказали в ведомстве.
Один из участников рынка частной медицины на условиях анонимности также подтвердил, что получить фиктивную справку при наличии противопоказаний к вождению не так уж и сложно.
«Само по себе качество обследования будущих водителей зависит от количества посетителей на медкомиссии. Чем их больше, тем меньше внимания им уделяется. Порой ограничиваются просмотром истории болезни пациента, где не всегда может быть отражена актуальная информация», — пояснил специалист.
Второй способ получения фиктивной медсправки в простонародье называется «по знакомству». Как пояснил источник УрБК, решение о выдаче документов лицам с противопоказаниями принимает, как правило, главврач.
Насколько успешно Госавтоинспекции удается выявлять такие случаи, оценить невозможно. В УГИБДД по Свердловской области не ведут соответствующей статистики. Серьезных проверок частных клиник на предмет выдачи поддельных документов также не проводилось.
Отсутствие серьезного контроля за качеством медкомиссий создает серьезные риски для участников дорожного движения (достаточно вспомнить самые громкие ДТП, которые произошли из-за проблем со здоровьем у виновника аварии). Также это негативно отражается и на игроках рынка автострахования. Внедрение коэффициента взноса за страховой полис с учетом опыта вождения и отсутствия аварий не имеет никакого смысла, если у водителя фиктивная медсправка.
«Для страховщиков затруднительно получить информацию о состоянии здоровья водителей. Поэтому анализировать эти риски фактически невозможно. С человеком может произойти все что угодно. Если произошла авария, сложно установить имел ли человек предрасположенность, или проблемы со здоровьем возникли недавно», — пояснил УрБК председатель Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин.
Впрочем, в условиях, когда участники рынка автострахования стараются максимально снизить свои расходы, нельзя исключать, что игроки обратят внимание на качество проведения медицинских комиссий для водителей. В зависимости от лоббистских возможностей страховых компаний это может стать фактором ужесточения контроля за частными медучреждениями.
Следует также отметить, что прохождение медкомиссии для получения водительских прав платное. Средняя стоимость этой процедуры в коммерческих учреждениях Екатеринбурга составляет от 2 до 5 тыс. руб. (в зависимости от количества специалистов).
Таким образом, отсутствие усиленного контроля создает условия для реализации нелегальных схем получения дополнительного дохода, за который клиники не отчитываются.