С 1 июня 2017 года в России вступил в силу запрет на перевозку пассажиров гражданам с иностранными водительскими удостоверениями. Накануне Екатеринбургу прочили транспортный коллапс из-за массового невыпуска водителей-мигрантов на линию. На деле никакого кризиса общественного транспорта не произошло. Судя по всему, значительная часть водителей-иностранцев заранее озаботилась получением российских удостоверений, и переход оказался незаметен. Однако в таком случае возникает вопрос в том, насколько эффективна инициатива, призванная улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах. Ведь и здесь значительных перемен в последние месяцы не произошло, хоть мигранты и сменили удостоверения на российские.
С сегодняшнего дня иностранные граждане не могут работать водителями такси, автобусов и грузовых автомобилей на территории РФ даже при наличии водительских удостоверений других стран. Для этого им нужно получить российские права. Такое ограничение накладывают поправки в закон «О безопасности дорожного движения», принятые еще в 2013 году. Вступление закона в силу отложили, чтобы дать возможность мигрантам пройти переэкзаменовку.
По данным ГИБДД, на конец мая в Свердловской области более 900 водителей имеют иностранные права. Из них не более 40% получили российское водительское удостоверение, рассказал начальник отделения технического надзора УГИБДД по Свердловской области Александр Порубенко.
«Госавтоинспекция при ежедневном надзоре как за водителями маршрутных транспортных средств, так и за водителями иных транспортных средств будет проверять и российские удостоверения, и все разрешающие документы на право управления автомобилем. Я хочу сказать, что это касается не только водителей автобусов, это коснется всех водителей-иностранцев, которые работают по найму, то есть осуществляют коммерческую деятельность», — прокомментировал представитель Госавтоинспекции.
Если к управлению все же будет допущен водитель, не имеющий российских прав, то в соответствии со статьей 12.32.1 КоАП РФ должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, грозит наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб.
В Екатеринбурге переобучиться успели более 60% водителей-иностранцев, работающих на предприятиях коммерческого общественного транспорта. Такие данные привел заместитель председателя комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич. По его словам, благодаря перераспределению подвижного состава между линиями, городу удалось избежать транспортного коллапса.
«Мы прогнозировали, что сегодня ряд перевозчиков в каком-то составе не выйдет на линию. Там, где сокращение было значительно — на 50-60% — мы с ними провели работу, и они внесли изменения. Допустим, на одном маршруте планировался уход 5-10 машин, они перераспределили туда три машины с другого, еще три с третьего. Поэтому сегодня коллапс никакой не произошел. Работа по транспортному обслуживанию населения в рабочем режиме ведется», — отметил представитель администрации.
По большому счету у руководителей транспортных компаний было четыре года, чтобы направить водителей на переэкзаменовку. Однако многие продолжали ждать, что вступление в силу запрета вновь отложат, считает президент Некоммерческого партнерства автомобильных школ Свердловской области Евгений Фомичёв.
«Срок был достаточной, и многие надеялись, что его еще и еще продлят, а потом и вовсе забудут, такие прецеденты бывали. Как обычно, разгильдяйство. Мигрант зависит от работодателя. Если работодатель говорит: «Я тебе завтра путевку не выпишу, сдавай на права», то он пойдет. Некоторые предприятия, где много водителей-мигрантов, организовали обучение. Но сами мигранты в автошколы не идут на обучение», — рассказал он.
Однако в процессе многие коммерческие перевозчики столкнулись с проблемой текучести кадров. Компания тратила деньги на переобучение, а получив российские права, водители уходили к конкурентам, отмечают в администрации.
«Если в муниципальных предприятиях водители обучаются, получают российские удостоверения и остаются, то у коммерческих перевозчиков очень большая текучка водителей. Они их обучат, а те получат права российского образца и перейдут в другую организацию. Поэтому компании вынуждены привлекать новых водителей, а те в основном тоже из ближнего зарубежья и российского удостоверения не имеют. Приходится по новой обучать», — прокомментировал Сергей Яскевич.
В результате некоторые перевозчики предпочли вместо переобучения мигрантов провести импортозамещение трудового коллектива.
«Закон мы исполнили. Граждан с иностранными правами не выпустили, у нас их там оставалось-то человек 10. По нашему предприятию количество автобусов вышло по графику, по другим сказать не могу. У нас в основном местные работают. Мы изначально, когда закон принимался, пошли путем не переобучения мигрантов, а найма русских водителей. Зачем нам обучать, деньги тратить? Мы его обучим, а он получит права и уйдет к другому», — рассказал заместитель директора ТК «Параллель» Сергей Антропов.
То есть получается, что уже до «дня Х» в Екатеринбурге большая часть водителей обладала российскими удостоверениями. По логике законотворцев, это должно привести к улучшению уровня безопасности на дорогах — для этого и была принята инициатива. Однако по факту значительных перемен не произошло. Наоборот, представители надзорных ведомств отмечают рост обращений от граждан в связи с полученными травмами в общественном транспорте.
«Идея-то в 2013 году была улучшить состояние безопасности дорожного движения. Но я не вижу, где она улучшилась. Какая разница, какие права у них — иностранные или российские? Какая разница, сдал он теоретический экзамен или нет? Сдача экзамена — это одно, а применение правил на дороге, умение ими воспользоваться — это нечто другое. Это, в общем-то, практика управления автомобилем плюсом к знаниям того, что делать нельзя. Водитель должен действовать на уровне рефлексов, а для этого не теоретические занятия нужны, а практика. Поэтому я не жду от этого запрета какого-то кардинального улучшения безопасности на дорогах», — рассуждает Евгений Фомичёв.
В итоге Екатеринбург по-прежнему оказывается перед крайне неприятной дилеммой: доступный общественный транспорт или безопасный. Пока новая инициатива не повлияла на ситуацию. Однако отмена части коммерческих маршрутов с 1 июля 2018 года может склонить чашу весов в одну из сторон.