В Екатеринбурге состоялось заседание комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), где грузовые операторы и предприятия обсудили основные проблемы рынка железнодорожных перевозок. Как отметили участники мероприятия, на СвЖД возник острый дефицит погрузочных мощностей, вызванный запретом государства на продление срока службы грузовых вагонов.
Отметим, что российские власти пошли на этот шаг для того, чтобы помочь предприятиям транспортного машиностроения (основным лоббистом для принятия этого решения считается руководство вагоностроительных компаний) преодолеть последствия кризиса. Однако это стало причиной нехватки парка вагонов, что привело к ажиотажному спросу на подвижной состав, а также к росту стоимости перевозок для грузовладельцев.
Заместитель начальника Свердловского центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Марина Тер-Оганова рассказала, что объемы перевозок в СвЖД в I квартале 2017 года выросли.
«Традиционный спад в начале года не произошел. Однако есть и негативная тенденция. Наблюдается дефицит полувагонов, связанный со списанием вагонов с истекшим сроком службы и со сверхнормативными простоями составов на подъездных путях», — заявила М. Тер-Оганова.
На Среднем Урале также наблюдается не только существенное сокращение подвижного состава, но и снижение объемов погрузки.
«В IV квартале 2016 года парк полувагонов Первой грузовой компании (ПГК) уменьшился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Однако этот подвижной состав стал работать эффективнее. То есть этим парком мы отгрузили ровно столько же, сколько и год назад. Что касается Екатеринбургского филиала, то можно сказать, что здесь наблюдается падение объемов погрузки. Мы снизили свое присутствие в сегменте перевозок энергостроительных грузов. Кроме того, это связано с перераспределением транспортного потока», — сообщил коммерческий директор Екатеринбургского филиала ПГК Андрей Гречишников.
Заместитель начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением Сергей Галкин подтвердил, что число грузовых вагонов в России в последние годы неуклонно снижается.
«Это связано с массовой утилизацией подвижного состава. В 2015-2016 годах ежегодно были списаны и разделаны более 100 тыс. вагонов. В 2014 году рабочий парк превышал 1 млн 061 тыс. единиц, сейчас — 937 тыс. единиц. Аналогичная ситуация наблюдается с полувагонами. В 2014 году парк составлял 501 тыс. единиц, в настоящее время — 447 тыс. единиц. Налицо существенное снижение», — заявил С. Галкин.
Дефицит вагонов привел к росту тарифов на железнодорожные перевозки в Свердловской области.
«Два года назад в Федеральной грузовой компании (ФГК) цена на вагон в сутки была 420 руб., сейчас она более 1 тыс. руб. Я считаю, что уровень ставки по предоставлению в 45-50% (от прейскуранта 10-01) вполне устроит рынок», — рассказал заместитель директора Екатеринбургского филиала ФГК Владимир Черных.
Председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич опасается дальнейшего роста тарифов.
«Мы находимся в ожидании роста ставок, которые могут подняться выше сегодняшней цены, но осуществится этот прогноз или нет, покажет рынок. Необходимо выработать стратегию понижения существующих ставок. Одной из основных мер здесь должна стать оборачиваемость вагонов — уменьшение простоев на погрузке и выгрузке, что позволит снизить дефицит вагонного парка», — заявил С. Мазуркевич.
Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации на рынке железнодорожных перевозок. В пик сезона конкуренция между грузоотправителями усилится еще сильнее. Ставки с высокой долей вероятности будут продолжать расти. В результате многие грузы не смогут вовремя дойти до получателя. Это грозит для бизнеса большими финансовыми потерями.