Вновь обострившиеся политические отношения между Россией и Турцией могут привести к повторному приостановлению чартерного авиасообщения между странами. Эксперты отмечают, что в этом случае сотни тысяч россиян, в том числе десятки тысяч жителей Свердловской области, лишатся отдыха и потеряют деньги за путевки, приобретенные на условиях раннего бронирования. Это крайне негативно отразится на всей туротрасли, которая и без этого переживает не самые лучшие времена.
«В связи со сложной внутриполитической ситуацией в Турецкой Республике возможно приостановление выполнения чартерных рейсов российских авиакомпаний в аэропорты Турции», — такую телеграмму за подписью заместителя руководителя Росавиации Олега Клима, по словам участников ранка, получили сегодня российские чартерные авиакомпании.
Эксперты отмечают, что пока речь идет лишь о предупреждении, а не о руководстве к действию: официально документ на сайтах Ростуризма и Росавиации не опубликован.
Между тем представители турбизнеса сходятся во мнении, что в условиях, когда положительные тенденции в отрасли только начали намечаться, негативное влияние на спрос окажет даже сама информация о возможности запрета чартеров в Турцию. Если же он будет введен, последствия для рынка окажутся максимально тяжелыми.
«В данном случае отрасль, которая еле начала оправляться от событий последних двух лет, а также ее клиенты, в кризис с трудом накопившие на отдых, в очередной раз становятся разменной картой в некой политической борьбе. Понятно, что есть стратегические интересы России, но даже информация о подобном запрете может сегодня остановить продажи: люди снова начнут бояться потерять деньги», — отметила директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.
По предварительным оценкам, на сегодняшний день путевки в Турцию уже проданы 200-400 тыс. российских туристов: Турция занимает 25% в структуре раннего бронирования, по году ожидался поток 3 млн человек. По словам генерального директора ГК «Виста» Олега Хигера, только в Свердловской области средства, затраченные на бронирование туров в эту страну, в случае запрета на чартеры потеряют десятки тысяч граждан.
«Если рейсы в самом деле закроют, последствия для рынка будут крайне негативными. Очень многие россияне, в том числе жители Свердловской области, в этом сезоне сделали выбор в пользу Турции: страна предложила хорошие цены, и туристы заранее забронировали путевки. Очень многие из них потеряют деньги: ни турагентства, ни туроператоры не смогут их вернуть. И никакая «Турпомощь» при таких объемах не спасет. Люди в очередной раз поверили власти и вложили средства заранее — их ждет горькое разочарование», — пояснил УрБК Олег Хигер.
Он также отметил, что переориентация турпотоков на другие направления в данном случае невозможна, поскольку россияне ждали именно Турцию и, потеряв деньги, просто не поедут никуда. Кроме того, объемы бронирования настолько значительны, что ни одна другая страна, в том числе российский юг, не сможет принять такое количество туристов на сопоставимых условиях.
«Когда стартуют в полном объеме чартерные программы — а их начнут запускать уже через две недели — только из Кольцово еженедельно в Турцию запланирован вылет 11 тыс. 250 пассажиров. Их невозможно будет никуда пересадить: ни на одном направлении нет такой емкости. Поэтому для рынка запрет чартеров не просто будет иметь негативные последствия, а станет катастрофой. Десятки тысяч свердловчан приобрели туры на условиях раннего бронирования, и эти деньги невозвратные. Поэтому проблемы ждут не только Турцию, но и наших туристов, агентства и операторов, авиакомпании. Механизма, чтобы граждане не пострадали, я не вижу», — рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
Впрочем, эксперты отмечают, что официального уведомления о возможном приостановлении чартерной перевозки к ним пока не поступало. Участники рынка надеются, что информация о нем является лишь предупреждением для властей Турции, и до установления запрета дело не дойдет. Если же все-таки чартеры будут запрещены, российская туротрасль, и без того пострадавшая в кризис, получит удар, последствия которого будут сказываться на рынке не один год. Причем потери будут не только экономическими, но и репутационными.