Публикация ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о резком
сокращении численности малых предприятий в Свердловской области за III квартал 2016 года (с 8 тыс. 589 до 4 тыс. 601 единицы) не осталась без внимания региональных властей. В департаменте информационной политики губернатора Среднего Урала сообщили УрБК, что основной причиной негативной динамики является изменение критериев отнесения предприятий к малому бизнесу. Выяснилось, что многие организации потеряли этот статус и были переведены в разряд микропредприятий.
«Фактического снижения нет. Изменение показателя связано с изменением предельных значений ежегодного дохода для категорий малого и среднего предпринимательства. Они были утверждены постановлением правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года. Для малых предприятий предельные значения изменились с «от 60 до 400 млн руб.», до «от 120 до 800 млн руб.». Соответственно, все малые предприятия с выручкой от 60 до 120 млн руб. (таких большинство) перешли в разряд микропредприятий», — сообщили в департаменте информационной политики.
Как отметил президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков, любая форма предпринимательства имеет свои конкурентные преимущества и недостатки.
«У микропредприятий существуют одни льготы, у малого бизнеса — другие. К примеру, микрокомпании могут перейти на патентную систему, остальные — нет. Понятно, что ужесточение критериев отнесения предприятий к малому бизнесу привело к сокращению числа организаций, которые относятся к этому сектору. Вместо этого произошел рост количества микропредприятий. В целом я оцениваю эти изменения положительно», — заявил Анатолий Филиппенков.
Впрочем, как отмечают эксперты, у статуса «микропредприятие» существуют серьезные недостатки. В первую очередь это касается государственных закупок. Во-первых, некоторые аукционы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого или среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить. Во-вторых, даже если микропредприятие все-таки допустят до торгов, то при прочих равных условиях приоритет чаще всего отдается более крупным организациям.
«С точки зрения ведения бизнеса малые и микропредприятия не особо сильно отличаются. И те, и другие обычно работают в торговле, а также в сфере услуг. Не исключено, что ужесточение критериев малого бизнеса как-то связано с ослаблением курса рубля. Если вы подсчитаете выручку предприятий в долл. США, то она как раз должна была снизиться в два раза. Возможно, существуют какие-то другие причины, связанные с особенностью системы налогообложения в сегменте микропредприятий и малого бизнеса», — сообщил независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.
По одной из версий, ужесточение критериев малого бизнеса может быть связано с попыткой российских чиновников искусственно «улучшить» положение этого сегмента экономики. Поэтому от него «отрезали» слабые предприятия, которые имели выручку от 60 до 120 млн руб. Взамен сюда добавили сильные компании с доходами от 400 до 800 млн руб. (ранее относились к среднему бизнесу). Очевидно, что после этого общее финансовое положение малого бизнеса в России заметно улучшилось.
Как отмечают эксперты, с экономической точки зрения было бы логичным смягчить критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Из-за падения оборота розничной торговли и рынка платных услуг выручка многих компаний резко уменьшилась.
«Многие организации, которые раньше были средними, сейчас, по сути, превратились в малые», — рассказал президент Свердловского фонда предпринимательства Владимир Лобок.
Следует отметить, что сокращение числа малых предприятий на Среднем Урале нельзя объяснить только изменением критериев учета. Существует комплекс объективных экономических трудностей: сужение рынков сбыта, недоступные кредитные ресурсы, а также высокая социальная и налоговая нагрузка.
По данным Свердловскстата, по итогам 2016 года число хозяйствующих субъектов в Свердловской области сократилось на 4,1% (до 164 тыс. 234 единиц). В эту статистику попали не только микропредприятия, но и организации малого, среднего и крупного бизнеса. Все эти сегменты пока не могут преодолеть последствия кризиса. Многие компании закрываются, банкротятся, накапливают задолженность по заработной плате или уходят в «тень».