Депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер упрекнул региональное министерство по управлению государственным имуществом (МУГИСО) в неэффективном использовании полномочий в сфере наружной рекламы в Екатеринбурге, из-за чего произошло резкое сокращение этой статьи доходов городского бюджета. В МУГИСО с доводами В. Вегнера не согласились. В министерстве считают, что размещение рекламных конструкций в Екатеринбурге в прежнем объеме невозможно, так как это портит архитектурный облик уральской столицы.
Напомним, что с 1 января 2016 года полномочия по управлению рынком наружной рекламы перешли от городских властей к региональным. По мнению депутата Вячеслава Вегнера, это привело к снижению качества управления в этой сфере. Для того, чтобы аргументировать свою точку зрения он приводит следующую статистику: в период исполнения полномочий в сфере наружной рекламы мэрией с 2013 по 2015 год было проведено 11 конкурсов, на которых было разыграно 119 лотов, включающих 1 тыс. 405 рекламных мест.
По результатам конкурсов было заключено 1 тыс. 157 договоров. Поступления в бюджет города по результатам проведения конкурсов, включающие плату за заключение договоров, ежемесячные платежи по договорам и сумму госпошлины, взимаемой за выдачу разрешений, составили в 2013 году 156 млн 446 тыс. 870 руб., в 2014 году — 199 млн 164 тыс. 583 руб., в 2015 году — 244 млн 067 тыс. 423 руб.
По данным В. Вегнера, после перераспределения полномочий в 2016 году поступления в бюджет города от наружной рекламы сократились в четыре раза, до 64 млн 356 тыс. 851 руб.
Депутат объясняет это тем, что МУГИСО отказалась выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций компаниям, которые победили на аукционе в 2015 году. Это стало поводом для операторов рынка обратиться в суд, который признал отказ незаконным и обязал министерство устранить допущенные нарушения и выдать разрешения, пишет Вегнер.
В МУГИСО не согласились с выдвинутыми обвинениями. В министерстве сообщили, что на момент перехода полномочий администрацией было выдано более 1,5 тыс. разрешений, сроков действия от 8 до 10 лет, поэтому продажа мест размещения носителей в прежних объемах просто «наводнит» город рекламной информацией.
«При размещении конструкций на территории городов необходимо учитывать, что реклама должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, а также требованиям ГОСТа, в связи с чем существуют разумные пределы количества. По экспертным оценкам (на основе анализа схем и территорий других регионов и Москвы в частности), на территории города Екатеринбурга целесообразно разместить не более 1,9-2 тыс. объектов наружной рекламы разных видов», — сообщили в МУГИСО.
Также в министерстве отметили некоторое лукавство в данных, представленных депутатом. Так, ранее администрация города сообщала, что доходы от рекламы в 2014 году составили 873 тыс. 829 руб., в 2015 году — 17 млн 391 тыс. 700 руб. После того, как полномочия перешли в МУГИСО, эти цифры были подкорректированы. Администрация города сообщила о доходах от размещения рекламы: в 2014 году — 199,1 млн руб., в 2015 году — 206,3 млн руб.
«В 2016 году министерством организованы торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, по результатам которых в 2017 году в бюджет поступило более 30 млн руб. за места установки конструкций, расположенных в городе Екатеринбурге и более 17 млн руб. за места на Кольцовской трассе. Учитывая, что договоры заключены сроком от 5 до 8 лет, бюджет обеспечен планомерными поступлениями до 2024 года в размере более 106 млн руб. по Екатеринбургу и 71 млн руб. по автодороге до Кольцово», — заявили в МУГИСО.
Как отмечают эксперты, общая ситуация на рынке наружной рекламы Екатеринбурга по-прежнему остается напряженной. На нее влияет не только целенаправленная стратегия МУГИСО по улучшению внешнего облика города, но и экономический кризис.
«Рынок сжался. Пока не совсем понятно, пошло это ему на пользу или нет. Ждем продолжения торгов. В центре Екатеринбурга сейчас практически нет аукционов. Между тем это место достаточно востребовано у потенциальных рекламодателей. Сравнивать торги, проводимые администрацией Екатеринбурга и МУГИСО, достаточно сложно. Пока очень мало разыгранных щитов для того, чтобы делать глобальные выводы. Еще много рекламных конструкций не «отыграно». Это надо успеть сделать до 2018 года. В целом рынок постепенно восстанавливается, однако в марте 2017 года мы зафиксировали какое-то непонятное проседание», — заявил УрБК руководитель отдела продаж рекламной группы «Бумеранг» Павел Сорокин.
Можно констатировать, что администрация Екатеринбурга и МУГИСО имеют принципиально разные подходы к оценке эффективности рекламной политики. Для мэрии основными критериями является ситуация на рынке и объем отчислений в городской бюджет. В МУГИСО считают, что число внешних рекламных носителей в уральской столице необходимо оптимизировать любой ценой, чтобы не «засорять» внешний облик Екатеринбурга.
УрБК будет следить за развитием событий.