Одной из основных задач российской экономики является обеспечение ее самодостаточного, устойчивого и динамичного развития. Без сомнения, малый и средний бизнес может стать для российской экономики мощным локомотивом. У России есть все необходимые для этого ресурсы: интеллектуальные, научные, финансовые, технологические. Важно определить правильный вектор развития и обеспечить их оптимальное использование.
Значение малого и среднего бизнеса в разных странах различно. Например, в Италии он — позвоночник экономики. Посмотрим на цифры: компании этого сегмента обеспечивают работой почти 80% занятого населения, они производят свыше 61% ВВП Италии.
В России иная ситуация. На МСП сейчас трудятся не более 25% трудоспособных граждан, а доля в ВВП не превышает 20%. При этом число таких предприятий в России и Италии практически одинаково — около 4,5 млн. А ведь наши страны заметно отличаются по размеру территорий и численности населения. Это значит, что в России есть огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса и экономики в целом.
Возникает вопрос: что необходимо сделать для реализации этого потенциала? Необходимо изменение структуры самого бизнеса.
Сегодня важно определить, какой малый и средний бизнес нужен в России. Сейчас более 70% малых и средних организаций в стране работают в трех отраслях: оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимостью и аренда.
Такая структура бизнеса не может считаться фактором, обеспечивающим развитие. При значительной волатильности на валютном рынке и падении потребительской активности населения предприятия этих отраслей страдают в первую очередь. Эту ситуацию мы имеем сейчас.
Во многом она обусловлена значительной валютной составляющей в структуре себестоимости таких компаний. Стабилизирующим фактором, амортизатором в такой ситуации могли бы стать организации производственного сектора, которые выпускают продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Тогда себестоимость товара, произведенного в России, будет иметь рублевый номинал. Это, в свою очередь, обеспечит российским компаниям независимость от состояния валютного курса и повысит конкурентоспособность на внешних рынках.
Но доля производителей среди малого и среднего бизнеса в России составляет сегодня менее 10%. Примеры, когда такие предприятия являются экспортерами, единичны. Низкая доля производства в структуре бизнеса показывает, что именно здесь имеется большой потенциал для роста. Увеличение числа производственных компаний позволяет также развиваться смежным организациям — поставщикам, сервисным компаниям, предприятиям торговли.
В Италии, например, очень развита сфера услуг. Однако доля производственного сектора там даже более значительна и составляет свыше 25% всех предприятий малого и среднего бизнеса. Производственный сектор создает свыше 30% всей добавленной стоимости в этом сегменте. Они производят одежду, автомобильные запчасти, оборудование, мебель и многое другое.
Малый и средний бизнес обеспечивает более 56% экспортной выручки Италии. В странах еврозоны четверть таких компаний тоже ориентирована на работу на внешние рынки. Можно себе представить, в какой хорошей форме находилась бы сейчас российская экономика, если бы наш малый и средний бизнес дополнительно приносил еще 30-40% экспортной выручки.
Есть еще одна важная особенность малых и средних предприятий в Италии: они активно инвестируют в инновации. Это делает почти каждый второй производитель. Малый и средний бизнес обеспечивает 22% всех расходов на научные исследования и разработки. Такое положение предполагает высокую конкурентоспособность продукции сейчас и позволяет создавать задел на будущее.
Все эти факторы позволяют итальянской экономике иметь устойчивую опору в лице малого и среднего бизнеса.
Конечно, изменение структуры — вопрос не одного дня, и он требует комплексных усилий: бизнеса, государства, банков. Необходимы решения в области совершенствования бизнес-среды, модернизации технологий, развития инструментов финансирования, обеспечения доступа на внешние рынки.
В части инструментов обеспечения целесообразно более активно развивать рынок венчурного финансирования. Это один из основных инструментов развития start-up проектов и высокотехнологичных компаний. Группа Intesa Sanpaolo имеет собственный успешный опыт организации и развития венчурного бизнеса. Фонд «Атлант», входящий в структуру Группы Intesa Sanpaolo, осуществляет поиск и финансирование компаний малого и среднего бизнеса с высоким потенциалом роста. Фонд активно инвестирует в малый бизнес, работающий в таких отраслях, как IT, биомедицина, нано- и финансовые технологии. Такой опыт дает основания говорить о том, что венчурный бизнес является существенным звеном в развитии высоких технологий.
Для действующего бизнеса также можно предложить дополнительные гарантийные финансовые механизмы. В Италии эффективно работают консорциумы КОФИДИ. Эти некоммерческие ассоциации, имущество которых формируется за счет взносов в капитал, членских платежей, спонсорской помощи, гарантируют возврат банковских кредитов по кредитным сделкам своих участников. По сути, так бизнес обеспечивает себе доступ к кредитным ресурсам. Подобную инновационную практику можно реализовать и в России, с учетом особенностей ее экономики.
Кроме того, представляется крайне важным развитие механизмов передачи технологий малому и среднему бизнесу, а также активное стимулирование последнего к внедрению инноваций.
У России огромный научно-технологический потенциал. Его передача предприятиям малого и среднего бизнеса позволит вывести их на принципиально иной уровень развития. Эту задачу можно решить через формирование производственных цепочек поставщиков и подрядчиков для крупных организаций из числа малых и средних компаний. Энергетика, машиностроение, авиастроение, автомобилестроение, медицина и фармацевтика, информационные технологии — это те отрасли, которые могут стать локомотивом развития высокотехнологичных компаний малого и среднего бизнеса. Потенциальный синергетический эффект от такой кооперации огромен.
Кроме внутренних технологических ресурсов следует активнее использовать сотрудничество с иностранными компаниями, в том числе с итальянскими. Иностранный производственный бизнес в настоящее время внимательно оценивает возможности входа на российский рынок. Итальянские компании сегодня стремятся продавать в России не только продукты «Сделано в Италии», но также совместно выпускать изделия по принципу «Сделано с Италией». Это дополнительная возможность для российского бизнеса значительно улучшить свою технологическую базу.
Реализация этих мер в комплексе с иными решениями позволит создать сильный, конкурентоспособный и сбалансированный бизнес, устойчивый к капризам внешних рынков и кризисам. У России для этого есть все необходимое.
Михаил Назаров, член правления, директор департамента малого и среднего бизнеса банка «Интеза»