Квартальные, которых еще называют «полицейскими» благоустройства, появились в Екатеринбурге в 2013 году. Это была абсолютно новая для уральской столицы служба, начинать пришлось с нуля. В нынешнем году квартальные уже «освоились» в городе и смогли подвести первые итоги, хотя по части чистоты в Екатеринбурге есть еще куда расти как квартальным инспекторам, так и самим жителям. В частности, предстоит проделать большую работу для искоренения парковок на газонах.
Для организации службы квартальных Екатеринбург был поделен на 136 микрорайонов, в каждом из которых появился свой инспектор. Он ежедневно обходит вверенную ему территорию, выявляет нарушителей и ведет с ними работу для устранения обнаруженных недочетов.
«Есть правила благоустройства. Это нормативный акт, который требует защиты. Служба заказчика района призвана выступать «полицией» благоустройства как своего рода правоохранительный орган. Для этого и создана служба квартальных инспекторов», — пояснил глава администрации Орджоникидзевского района Вячеслав Трапезников.
Прежде всего квартальные стараются уговорить нарушителей «убрать за собой». Но если уговоры не помогают, вопрос выносится на районную комиссию по административным правонарушениям, которая вправе выписывать весьма солидные штрафы. Так, для юридических лиц сумма штрафа может достичь 200 тыс. руб. А такая знакомая екатеринбуржцам картина, как припаркованный на газоне автомобиль, может обойтись водителю в сумму до 5 тыс. руб.
Только за январь-июль 2016 года за нарушение правил благоустройства в Екатеринбурге квартальные инспекторы выписали штрафы в размере около 20 млн руб. При этом было выявлено около 41 тыс. 400 нарушений правил благоустройства, а протоколов об административных правонарушениях составлено всего 6 тыс. 700.
«Если к нарушителю обратились с требованием устранить нарушение, и он это сделал, то к нему административные меры не применяются», — отметил заместитель главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович.
На первом месте среди не устраненных вовремя нарушений значится парковка на газонах (около 3,5 тыс.). Далее по убыванию количества оформленных протоколов идут несоблюдение требований по уборке территории, самовольное переоборудование или изменение внешнего вида фасада здания либо его элемента и торговля в не отведенном для этого месте.
При этом квартальные активно собирают жалобы населения. Обратиться к ним можно по телефону, электронной почте и посредством сети Интернет.
«Первоначально это было сумбурно. Люди обращались в основном с негативом. Но в последнее время появился круг людей, которые занимают активную позицию, ставшие своего рода постоянными клиентами. Они нам хорошо помогают — прошли, увидели что-то неправильное и сразу нам сообщили. На данный момент со стороны жителей города произошла положительная динамика», — отметил квартальный инспектор одного из микрорайонов Орджоникидзевского района Екатеринбурга Константин Гущин.
Правда, в последнее время вновь появились недовольные — те самые водители, которые предпочитают экономить на платных паркингах или на покупке собственного гаража и паркуются на газонах. Их не смущает даже название «гряземес», которым наградили их автомобили, убивающие зеленые насаждения и растаскивающие грязь по всему городу. Более того, многие считают своим неотъемлемым правом припарковать машину как можно ближе к дому и игнорируют бесплатные стоянки, организованные в каких-то 400 метрах от подъезда.
«Парковочных мест хватает в городе. Не хватает желания пройти 200-400 метров от машины до подъезда. Не хватает желания заплатить 1,5 тыс. руб. за парковку, которая находится на соседней улице», — подчеркнул В. Трапезников.
По его словам, в настоящий момент в Екатеринбурге зарегистрировано 440 машин на 1 тыс. жителей, а районы города спроектированы из расчета 20 машин на 1 тыс. жителей. При этом вопрос с парковками решается с помощью районной программы «Обустройство и двор». Людям прежде всего напоминают, что они являются собственниками не только квартир в доме, но и двора. Нередко на счетах управляющей компании дома даже есть деньги на обустройство парковки. Нужно только с помощью администрации района перепроектировать двор так, чтобы определить место под парковку и убрать оттуда газон, а оставшуюся его часть огородить, чтобы туда не могли заехать машины.
«Организация паркинга во дворе — это дешево. Но люди этого не хотят, потому что они привыкли делать так, как раньше — просто парковать автомобиль на газоне. Но я хочу напомнить, что, если человек купил машину, то муниципалитет не обязан предоставлять ему бесплатное парковочное место. Такого нет нигде в мире, и в Екатеринбурге не будет», — сказал квартальный уполномоченный по Орджоникидзевскому району (курирует работу всех квартальных инспекторов района — прим. ред.) Алексей Беззуб.
Получается, что жители домов, недовольные грязью во дворах, сами активно способствуют появлению этой грязи из-за экономии семейного бюджета, а то и просто из-за лени. В связи с этим городские и районные власти, несмотря на первые успехи в работе квартальных инспекторов, ожидают, что уже в октябре их приемные снова завалят письмами с жалобами на плохую уборку придомовой территории.