Правительство может перенести обязательность применения нового ГОСТа о рекламе на более ранний срок. Соответствующие поправки внес Минпромторг. Ранее планировалось, что конструкции, не соответствующие новому ГОСТу, нужно демонтировать до 2020 года. Теперь если постановление примут, то часть рекламы придется заменить уже к 1 июля 2017 года. Негативную оценку инициативе уже дали Минэкономразвития, ФАС и ряд региональных ведомств, отвечающих за размещение рекламы.
Новый технический регламент о рекламе вступил в силу с 1 марта. С этого времени все новые рекламные конструкции в России должны быть установлены в соответствии с ним. В то же время операторам существующих конструкций изначально планировалось дать срок до 2020 года на приведение рекламы в соответствие с ГОСТом либо демонтаж. Однако сейчас Минпромторг предлагает сократить срок перехода.
Так, до 1 июля 2017 года уже должны быть заменены конструкции, выступающие над проезжей частью, а также расположенные на разделительных полосах и обочине дорог; до 1 января 2018 года — размещенные на расстоянии менее 350 м. от аварийно опасных участков дорог и улиц вне населенных пунктов и 50 м. — в населенных пунктах; до 1 июля 2018 года — на расстоянии менее 150 м. от границ наземных пешеходных переходов и перекрестков вне населенных пунктов и 50 м. — в населенных пунктах; до 1 января 2019 года — все конструкции, нарушающие ГОСТ.
Согласно заключению Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия инициативы, в настоящее время новой версии ГОСТа не соответствует 60-70% наружной рекламы в России, а в некоторых городах и все 90%. Сокращение переходного периода в связи с этим нанесет урон не только рекламному бизнесу, но и местным бюджетам, которые получают доходы от сдачи в аренду мест под размещение конструкций.
«Для демонтажа старых рекламных конструкций и изготовления новых, согласования мест размещения рекламных конструкций может потребоваться длительный период времени, в течение которого деятельность компаний, владеющих рекламными конструкциями, фактически будет приостановлена. Невозможность выполнения долгосрочных договоров на размещение рекламы приведет к возникновению конфликтных ситуаций и применению финансово-экономических санкций в отношении компаний-владельцев рекламных конструкций. Демонтаж существенного количества рекламных конструкций способен привести к потере местными бюджетами значительного источника дохода и возврату денежных средств по уже проведенным торгам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», — следует из заключения МЭРа, опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
По словам одного из участников рынка наружной рекламы в Екатеринбурге, российские операторы долгое время надеялись на то, что ГОСТ все-таки не примут, либо примут с существенными послаблениями. Однако даже МЭР, отмечающий негативное воздействие сокращения переходного периода, по сути, соглашается с необходимостью этого ГОСТа. В конце концов, инициатива была разработана, чтобы повысить безопасность дорожного движения в России. По сути же, регламент заставляет сделать всю рекламу как можно незаметнее, что напрямую противоречит самой цели бизнеса, которая заключается как раз в привлечении внимания.
«Считайте, на перекрестке — демонтаж. А там самый большой траффик, их клиенты лучше всего разбирают. Рядом со светофором или знаком — демонтаж. Останутся только в кустах щиты никому не нужные», — комментирует собеседник УрБК.
Помимо снижения клиентской привлекательности продуктов операторов наружной рекламы, их также могут ждать и значительные затраты на демонтаж конструкций, которые не соответствуют ГОСТу. При этом демонтаж одной конструкции формата «суперсайт» (5х15 м.) может обойтись владельцу в 700 тыс. руб. Несмотря на то, что постановление Минпромторга в случае одобрения правительством может заставить их уже в следующем году отказаться от части конструкций, операторы пока не собираются бить тревогу.
«Операторам наружной рекламы уже столько раз кричали «Волки!», что к новым угрозам выработалась своего рода усталость. Владельцы рекламных конструкций в регионах просто ждут, какие нормы в итоге будут приняты. Конечно, весь рынок надеется на то, что здравый смысл восторжествует и реформа outdoor-отрасли не приведет к ее уничтожению. Но конкретные решения по развитию или сворачиванию бизнеса будут приниматься уже после утверждения и подписания решений, а не на основании инициатив и проектов», — считает исполнительный директор рекламной группы Deltaplan Станислав Черный.
При этом стоит отметить, что в случае, если владельца билборда установить не удастся, средства на демонтаж придется потратить из местного бюджета. Напомним, что в Екатеринбурге из почти 8 тыс. выявленных рекламных конструкций лишь 1,5 тыс. имеют необходимую документацию.
К настоящему времени в министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО), которое теперь занимается размещением наружной рекламы в Екатеринбурге, разработана единая схема размещения конструкций в городе в соответствии с ГОСТом. Пока планируется, что их будет 1 тыс. 665 элементов различного формата. При этом в ведомстве не уточняют, когда город полностью перейдет к новой схеме размещения. Кроме того, те 1,5 тыс. конструкций, которые в настоящее время размещены легально, сотрудники МУГИСО на соответствие ГОСТу не проверяли.
«В Екатеринбурге всего 1 тыс. 520 рекламных конструкций с действующими разрешениями на установку. Поскольку ранее действовал мораторий на рекламные конструкции с действующим разрешением, работа по их проверке на соответствие ГОСТу не велась. На проработку данного количества конструкций специалистам МУГИСО потребуется 1-2 недели. Вместе с тем, ведется активная работа по составлению схемы размещения РК. Данные места будут полностью соответствовать ГОСТу. До конца этого года планируется провести торги не менее чем на 500 новых мест. Параллельно на этой же территории будут производится демонтажи», — сообщила УрБК официальный представитель МУГИСО Юлия Вершецкая.
Согласно расчетам ведомства, в результате «зачистки» рынка наружной рекламы в Екатеринбурге количество конструкций в городе снизится в 1,5-1,9 раза. При этом предсказать, какими будут потери муниципального и областного бюджетов, пока не представляется возможным.
Валерия Кабанова