Законопроект депутатов Госдумы, который полностью запрещает временное размещение в жилых помещениях — а, по сути, хостелы, мини-гостиницы и краткосрочную аренду квартир, поставил владельцев малых средств размещения перед дилеммой. Стоит ли им проходить классификацию, сертификаты по которой, согласно закону о подготовке России к ЧМ-2018, они должны получить до 1 июля 2016 года, если в скором времени их могут обязать прекратить существование? По мнению участников рынка, законопроект могут принять сразу во втором и третьем чтении до окончания весенней сессии — 24 июня, и тогда затраты на прохождение классификации для них станут бессмысленны.
«Этот законопроект полностью запрещает не только хостелы, но и любые средства размещения, оказывающие услуги в жилом фонде. Мы, участники рынка, сделали максимально возможное, что от нас зависело: писали обращения, встречались с представителями органов власти, выходили на пикеты. Такая же ситуация и в крупных городах: Москва вчера митинговала, Санкт-Петербург — сегодня. Но, к нашему огромному сожалению, поддержки в Госдуме мы не нашли. Второе чтение законопроекта может состояться уже 14 июня. На сегодняшний день в повестке его нет, но вопрос могут включить за ночь до заседания. А дальше прогнозы такие: окончание работы думы 24 июня, соответственно, до этого может пройти и третье чтение. Если это произойдет, у нас остаются только Совет Федерации и президент. Но особо надеяться не на что», — рассказала член президиума Ассоциации малых гостиниц и хостелов Екатеринбурга Ирина Машковцева.
Напомним, авторы законопроекта объясняют инициативу жалобами жильцов, которые страдают от соседства с хостелами. По словам И. Машковцевой, недавно стало известно, что речь идет о 350 жалобах на объекты в Москве. Тем не менее закон принимают по всей России.
В свою очередь, по оценке участников рынка, только в Екатеринбурге в индустрии малых средств размещения задействованы около 500 человек, к ним можно добавить сотрудников сферы посуточной и краткосрочной (до шести месяцев) аренды, которые также попадают под запрет, а также работников сопутствующих гостеприимству отраслей — общепита, торговли и досуга. Кроме того, законопроект повлияет и на туристов, бюджет которых не позволят остановиться отелях трех звезд и выше. На данный момент 59 хостелов Екатеринбурга могут обеспечить почти 1,5 тыс. койко-мест, а посуточная аренда — 1,5 тыс. квартир.
«Сегодня очевидно, что данные средства размещения нашли своего клиента, они нужны и востребованы. Полный запрет на размещение таких учреждений в помещениях жилого фонда приведет к тому, что пострадают туристы, которые хотели бы посетить уральскую столицу, но имеют ограниченный бюджет, предприниматели, работающие в туристическом бизнесе, а в конечном итоге — имидж самого города», — считает замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов.
Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман отмечает, что из 15 тыс. полученных им обращений за время работы не было ни одной жалобы на хостелы. Напомним, ранее он направил обращение в Госдуму, в котором написал о негативных последствиях принятия этого законопроекта.
«Нам хотелось бы, конечно, вообще не допустить принятия этого закона, потому что он наносит удар по малому и семейному бизнесу, по въездному и внутреннему туризму. Весь этот сегмент не денется никуда, он уйдет «в тень» и тогда не будет подлежать ни налогообложению, ни контролю со стороны УФМС. Екатеринбург всегда славился своей сферой гостеприимства, поэтому малые средства размещения очень важны для нас. У нас же сейчас будет очень мощный «Иннопром», потом Чемпионат мира по футболу, да и вообще Екатеринбург принимает очень много гостей», — прокомментировал Евгений Ройзман.
Стоит отметить, что согласно федеральному закону 2013 года о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 года, все малые средства размещения в России, как и крупные отели, должны пройти классификацию до 1 июля 2016 года и доказать, что соответствуют ГОСТ. Иначе им грозит административный штраф в размере 7-10 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. — для юридических. Однако теперь участники рынка не знают, стоит ли им тратить средства на классификацию, если в скором времени их деятельность может быть запрещена.
«Какой смысл идти на классификацию на последние деньги, если это все, условно говоря, по итогам работы депутатов Госдумы этого сезона может быть закрыто? Думаю, люди заняли выжидательную позицию и ждут, чем все закончится», — считает Ирина Машковцева.
С ней согласна и директор Уральского центра экспертизы услуг Нина Мартинсон, которая занимается классификацией средств размещения в Екатеринбурге. По ее словам, к настоящему времени в Уральском центре экспертизы услуг классификацию прошли 15 хостелов из 59. Причем еще в мае заявок было много, но предприниматели не стали оплачивать услугу.
В сложившихся обстоятельствах Владимир Боликов дал поручение специалистам комитета по организации бытового обслуживания населения подготовить перечень помещений, которые муниципалитет может предложить хостелам в аренду в том случае, если последним придется экстренно съезжать из помещений жилого фонда. Кроме того, городские власти планируют обратиться с аналогичным запросом к руководству Свердловской области. Однако тогда представителям бизнеса, скорее всего, придется вложить средства в ремонт и приведение в соответствие ГОСТу представленных помещений, а сам процесс сдачи в аренду будет проходить в режиме аукциона.
Единственное утешение владельцев малых средств размещения — депутаты могут не успеть разработать и принять поправки к КоАП за нарушение новой законодательной нормы до окончания весенней сессии. Тогда правовой вакуум даст участникам рынка время до октября, когда к работе приступят депутаты нового созыва.
Валерия Кабанова