В Свердловской области остро стоит проблема негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий, причем не только текущего, но и обусловленного «наследием советского периода». В условиях экономического кризиса не все организации могут своевременно разработать и реализовать необходимые экологические программы, а софинансирование со стороны государства ведется в минимальном объеме. Кроме того, требования по охране окружающей среды нарушаются компаниями малого и среднего бизнеса, за работой которых контроля практически нет.
По словам министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексея Кузнецова, модернизация оборудования и внедрение экологических программ на предприятиях региона привели к общему снижению негативного воздействия на окружающую среду примерно на 15% за последние 5 лет. Так, Первоуральский новотрубный завод добился успехов в области водоочистки.
«В 2015-2016 годах мы провели обследование систем водоснабжения, по результатам которого сформировано техзадание на разработку проекта строительства локальных и общеплощадочных очистных сооружений. Также мы продолжаем модернизацию действующих очистных сооружений, и в этом году получили диплом лауреата конкурса «100 лучших организаций России в области охраны окружающей среды», — рассказала в ходе круглого стола начальник отдела охраны окружающей среды и промышленной санитарии — главный эколог ОАО «ПНТЗ» Елена Шакирова.
Однако принимаемых предприятиями мер недостаточно для достижения соответствующего современным нормативам уровня чистоты воздуха, воды и почв в регионе. Существует целый ряд проблем, которые не удается решить за счет снижения выбросов.
«Есть объективные данные, что даже если все предприятия полностью прекратят выбросы вредных веществ, уровень загрязнения в регионе будет превышать нормативный еще в течение 40 лет, что, конечно, сказывается на здоровье людей», — пояснил заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Дмитрий Козловских.
Речь идет, в частности, о «наследии советского периода» — хранилищах опасных, в том числе радиоактивных отходов на территориях предприятий, бывших ранее государственными, загрязнении почв в санитарно-защитных зонах.
«В решении проблемы накопленных за предыдущие периоды отходов государство должно помогать, поскольку это «наследство» федеральных структур. Однако этого не происходит: программа переработки техногенных образований есть, но она не обеспечена финансированием. Ни федеральные, ни областные власти не оказывают помощи предприятиям», — полагает председатель общественного совета министерства природных ресурсов и экологии региона Галина Пахальчак.
Заместитель председателя Свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Плюснин отметил, что из-за кризиса сокращается финансирование не только переработки отходов, но и всех экологических и социально-экологических программ на всех уровнях — от федерального до муниципального. Кроме того, в регионе обостряется проблема загрязнения окружающей среды компаниями малого и среднего бизнеса, которые в условиях моратория на проверки пренебрегают нормативными требованиями.
«Крупные предприятия сейчас не обвиняет только ленивый, хотя они-то ведут работу. В то же время средние и малые компании вообще не знают слово «экология». Законодательная база в их отношении практически отсутствует, полномочия контролирующих органов урезаны», — пояснил эксперт.
По словам Дмитрия Козловских, штраф для юридических лиц за загрязнение атмосферного воздуха не превышает 20 тыс. руб. и не является рычагом экономического воздействия на нарушителей. Поэтому органам Роспотребнадзора приходится добиваться прекращения нарушений в судебном порядке — вплоть до привлечения руководителей компаний к уголовной ответственности.
Эксперт отмечает, что это лишь одна из сложностей, вызванная недостаточностью законодательной базы и порядка во взаимодействии структур власти и надзора. Так, много вопросов вызывают действия органов местного самоуправления, в частности, касающиеся предоставления гражданам земельных участков.
«Людям отводят землю везде — в зонах санитарной охраны источников, прямо под забором промышленных предприятий. Причем отводят дешево, граждане выкупают эти участки и потом возмущаются, что у них производство рядом. Мы не имеем полномочий контролировать этот процесс», — пояснил Дмитрий Козловских.
Таким образом, по мнению экспертов, накопившиеся в Свердловской области экологические проблемы нельзя решить исключительно силами крупных промышленных предприятий. Необходима совместная работа законодателей, органов исполнительной власти, контролирующих организаций, общественности и представителей всех видов бизнеса — только в этом случае возможна минимизация воздействия вредных факторов на здоровье работников предприятий и всех жителей региона.