На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о том, как туристический рынок Свердловской области входит в летний сезон, ответил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, в чем специфика начинающегося летнего сезона для туротрасли Свердловской области?— Вхождение в летний сезон можно было бы назвать плановым, если бы не несколько факторов. В первую очередь, если говорить о зарубежных направлениях, неожиданно высокий интерес наши туристы проявили к Тунису. В течение мая два туроператора поставили дополнительные к запланированным объемам чартерные цепочки.
Следующим специфичным моментом можно назвать высокий спрос на болгарское направление. Он был вполне прогнозируемым, и обусловлен открытием консульства Болгарии в Екатеринбурге и активностью наших болгарских партнеров, сумевших создать привлекательные для российского рынка ценовые предложения, хорошие турпакеты. В частности, они смогли перепрофилировать ряд гостиниц, переведя их на all inclusive.
Несколько испортила общую картину начала сезона отмена рейса на греческий остров Родос. Греция является одним из наиболее перспективных направлений, однако сложности, связанные с работой консульства, негативно влияют на его репутацию.
Еще одним трендом можно назвать высокий спрос на российские курорты Крыма и Краснодарского края. Он был виден уже по раннему бронированию и, пожалуй, тоже является особенностью текущего сезона: этим летом две трети отдыхающих путешествуют по российскому югу.
— Среди зарубежных стран какие еще сегодня пользуются спросом у уральских туристов?— Себя оправдывают прогнозы относительно спроса по Центральной Европе — в первую очередь Чехии и Венгрии, что связано с качественными турпродуктами, которые предложили эти страны. С Прагой есть прямое авиасообщение, которое осуществляется «Уральскими авиалиниями» и «Чешскими авиалиниями». Причем этот город рассматривается и как транзитный на пути в Германию, особенно в Саксонию. Я думаю, что на пражском направлении мы уже этим летом увидим рост пассажиропотока.
Стоит также сказать о восстановлении интереса и даже росте турпотока в Венгрию, что подтверждают и наши венгерские коллеги. Так, генконсул Сергей Сюч рассказал о 12-15-процентном росте объема выдачи виз в эту страну.
В целом, если говорить о Центральной Европе, я думаю, на первое место будут выходить комбинированные туры: Чехия — Венгрия, Венгрия — Словакия, Чехия — Германия.
— Какова в настоящее время ситуация на греческом направлении, что делается для стабилизации процесса выдачи виз? — В мае на этом направлении произошел сбой, и ситуация до сих пор не скорректирована в полной мере. Мы надеемся, что греческие партнеры, в данном случае консульство в Москве, смогут наладить работу. Сегодня наши коллеги уверяют, что в результате комплексных действий — увеличения персонала в консульстве и приобретения новой техники — все недочеты будут устранены.
Тем не менее опасения, касающиеся реализации планов туроператоров по Греции, присутствуют. Если накладки с визами не прекратятся, это может скомкать эффект всех наших договоренностей и прочих наработок по данному направлению.
— На каких направлениях спрос не оправдывает ожиданий туроператоров, где наблюдается его снижение?— Есть падение спроса на Западную и Северную Европу. Здесь мы ведем определенную работу, в частности, переговоры о сотрудничестве с Португалией, и прогнозируем существенный рост интереса к данному направлению. Я не исключаю двукратного увеличения турпотока. Но это скорее исключение: в целом падение, которое в прошлом году составило более 70% по Западной Европе, может продолжиться, хоть и не так обвально.
Опасения вызывает Италия. Изо всех ее регионов только Лигурия не показывает спада за счет того, что мы в течение многих лет взаимодействуем с этой областью и формируем турпотоки.
Испания в этом сезоне с вылетом из Екатеринбурга представлена только Барселоной и Балеарскими островами. Нет Канарских островов, Малаги, которые бывали в предыдущие годы. Тем не менее проект Балеарских островов остается крайне сложным: пока достаточного спроса нет, и не исключено, что туристам, уже купившим путевки, придется лететь через Москву. Что касается Барселоны, рейсов поставлено немного, но уже сейчас существуют сложности с их загрузкой.
Изменится ли ситуация с течением сезона, судить рано. Дело в том, что из-за проблем в Турции и Египте не только российские, но и западноевропейские туристы устремились в другие страны, в том числе в Испанию. Поэтому сейчас испанцы не слишком заинтересованы в российском и, в частности, в уральском рынке, тем не менее от него не отказываются, создают условия для наших туристов. По прогнозам зарубежных аналитиков, через два года объемы турпотока будут восстановлены.
— Есть ли проблемы с номерным фондом отелей в наиболее популярных не только у россиян, но и у европейцев странах?— Я считаю, что с отелями проблем нет: все сложности возникают из-за недостаточной платежеспособности россиян.
— Как распределяются приоритеты на внутрироссийских направлениях? Удалось ли Крыму решить инфраструктурные проблемы, выявленные в прошлые годы?— Высокий спрос на российский юг, проявившийся на этапе раннего бронирования, подтвердился. Поставлены чартерные программы, организовано железнодорожное сообщение, автобусные туры.
По нашим данным, Крыму удалось решить вопрос с электроснабжением. Однако ключевым недостатком этого направления остается проблема транспортной доступности, высокой стоимости авиаперелета из уральских городов. И здесь, на мой взгляд, должна быть задействована система государственных субсидий — это будет главным достижением. Сейчас же объемы субсидирования ничтожны, и цена на перелет до Симферополя и обратно в течение лета может достигать 50 тыс. руб., что звучит абсурдно при средней стоимости турпакета на неделю в Европу 38-40 тыс. руб.
Тем не менее я полагаю, что турпоток из Уральского региона в этом году увеличится не менее чем на 15% по крымскому направлению, по Сочи также будет рост.
— Какие важные законодательные изменения, касающиеся отрасли, происходят сегодня, и когда турбизнес начнет в полной мере ощущать их влияние?— Подписанные 2 марта президентом РФ Владимиром Путиным документы о внесении изменений в закон о туризме существенно корректируют в 2017 году работу участников туристического рынка. Но поскольку они вступят в силу лишь после Нового года, этот сезон пройдет еще по старым правилам, и здесь у нас существенных опасений нет.
Насколько успеют за оставшееся время компании подготовиться к созданию обязательного реестра турагентств и определенному контролю за их деятельностью, пока сказать сложно. Но я считаю произошедшие изменения в законах в целом положительными: это большой шаг вперед, хотя многие моменты еще требуют значительной доработки. Сегодня мы совместно с другими членами профсообщества работаем над формированием подзаконных актов, которых, по нашему мнению, должно быть около 30. Эти документы создадут окончательное понимание и «дух» нового закона.