Культурно-художественное пространство Екатеринбурга сегодня переживает процесс переформатирования. Основные площадки города, в последнее время притягивавшие наиболее значимые события, все более переориентируются на решение задач федерального масштаба. Сложившаяся ситуация, по мнению ряда экспертов, дает хорошие возможности заявить о себе игрокам, работающим с местным контентом, важным для культурной жизни города и Урала в целом.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день центральными галерейными пространствами уральской столицы можно назвать площадки уральского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), Екатеринбургской галереи современного искусства, а также открывшегося в конце прошлого года Ельцин Центра. Именно они являются основными центрами притяжения зрительской аудитории. Однако две из них в ближайшей перспективе ждет существенное переформатирование.
Так, ГЦСИ предстоит объединение с музейно-выставочным центром РОСИЗО. Как ранее сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский, эти организации имеют сходные задачи — они представляют современное искусство в России и за рубежом, сотрудничают с музеями и критиками, поэтому логично было создать единый центр поддержки современного искусства. При этом ГЦСИ станет структурным подразделением РОСИЗО, и федеральное министерство поставит перед ним новые задачи.
Эксперты считают вполне вероятным в создавшейся ситуации, что уральский филиал Центра в своей работе переориентируется на масштабные проекты федерального значения и сможет меньше внимания уделять местному контенту. В том числе общественность Екатеринбурга опасается за судьбу уральской индустриальной биеннале, учредителем которой является ГЦСИ.
Еще одной крупной площадкой, которая уже вступила в процесс концептуальных изменений, является Екатеринбургский центр изобразительных искусств, на базе которого по инициативе муниципальных властей и совместно с Государственным Эрмитажем реализуется проект культурно-познавательного центра «Эрмитаж-Урал». Соответствующее соглашение было подписано в сентябре 2014 года главой администрации города Александром Якобом и генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Как сообщила начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна Ярошевская, в июне текущего года проект «Эрмитаж-Урал» выходит из госэкспертизы, после чего начнется строительство комплекса на базе исторического здания музея на Вайнера, 11. Открытие центра планируется в 2018 году, в связи с чем всему коллективу ЕМИИ совместно с другими участниками проекта и муниципальными властями предстоит интенсивная организационная работа.
Что касается арт-галереи Ельцин Центра, она также ориентирована на реализацию крупных мультимедийных проектов федерального значения. Это одна из немногих площадок Екатеринбурга, технически соответствующих требованиям к современному выставочному пространству, и ее задачи в основном выходят за далеко пределы работы с местными художниками.
Таким образом, на сегодняшний день арт-события на основе местного контента уходят с центральных площадок Екатеринбурга. Между тем материал, создаваемый уральскими художниками, фотографами и мастерами, остается весьма интересным и значимым для культурной жизни города и требует новых выставочных пространств.
«В Екатеринбурге сегодня остро ощущается нехватка галерей: по масштабу города их могло бы быть у нас около сотни. Из-за этого дефицита страдают и художники, и зрители. Мы очень нуждаемся в появлении новых площадок, которые бы работали в тесной связи и с авторами, заботясь о них, и с коллекционерами», — отметил художник, профессор Уральского архитектурно-художественного университета Владимир Ганзин.
По мнению ряда экспертов, именно сегодня сложившаяся ситуация дает стимул и шанс альтернативным площадкам, в том числе частным галереям, заявить о себе в новом формате художественного пространства города и занять свое место в процессе его становления.
«Большинство площадок Екатеринбурга в настоящее время не готово демонстрировать выставки на значительных пространствах и с большим количеством мультимедиа. В основном проблема заключается в их недостаточной технической оснащенности. Однако если наши центральные площадки уйдут в плоскость федеральных проектов, это может подстегнуть небольшие галереи и музеи к активному росту и работе с местной культурной средой, в том числе с художниками, представляющими contemporary art», — пояснил руководитель образовательных программ уральского филиала Государственного центра современного искусства Дмитрий Москвин.
Следует отметить, что уже сегодня появляются объекты, имеющие потенциал заявить о себе в новом формате арт-пространства Екатеринбурга. Так, СКБ-банк планирует восстановление ансамбля госпиталя Верх-Исетского завода и открытие к 2020 году в его здании экспозиционно-выставочного комплекса. Планируется, что новая галерея станет преемницей традиций Екатеринбургской галереи современного искусства на ул. Красноармейской, помещения которой также принадлежат банку.
Впрочем, по словам Дмитрия Москвина, хотя в настоящее время тенденция «выхода на сцену» подобных частных галерей еще не столь выражена, в ближайшем будущем — в период от двух до пяти лет — она будет все ярче проявляться в культурном пространстве Екатеринбурга. Какие площадки сегодня имеют наибольшие перспективы заявить о себе в рамках данного тренда, пока сказать сложно. Однако потребность в их появлении обусловлена ситуацией и ожидается профессиональным сообществом.