В январе-марте 2016 года Свердловская область продемонстрировала негативную динамику практически по всем ключевым экономическим показателям: уровню доходов населения, обороту организаций, объему отгруженных товаров, розничной торговле, грузоперевозкам, вводу жилья. Это произошло несмотря на «эффект низкой базы»: в I квартале прошлого года свердловская экономика переживала «шок», связанный с событиями декабря 2014 года. Эксперты связывают этот факт с политикой региональных властей, которые в сложной ситуации не способны помочь населению и бизнесу минимизировать последствия кризисных явлений.
По данным Свердловскстата, в январе-марте 2016 года оборот организаций Свердловской области (в действующих ценах) составил 981 млрд руб., что на 1,2% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. При этом пока никаких предпосылок для улучшения ситуации нет. В марте 2016 года показатель упал на 4,4% (по сравнению с мартом 2015 года). Оборот организаций, которые заняты в сфере обрабатывающих производств (ключевой сегмент экономики Свердловской области), в январе-марте текущего года сократился сразу на 5,3%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в фактически действующих ценах по сравнению с первым кварталом 2015 года в сегменте добычи полезных ископаемых упал на 6,3%. В обрабатывающей промышленности индикатор сократился на 5,7%.
В металлургическом производстве и производстве готовых металлоизделий в натуральном выражении снизилось производство проката черных металлов (на 16,2%), стали (на 7,3%), чугуна (на 3%). В сегменте транспортных средств сократился выпуск прицепов общего назначения к грузовым автомобилям (на 30,5%), мотоциклов (на 2,7%). Из пищевых продуктов уменьшилось производство сливочного масла (на 26,3%), пива, кроме отходов пивоварения (на 10%), маргариновой продукции (на 7,9%), безалкогольных напитков (на 6,2%), хлеба и хлебобулочных изделий (на 3,5%), мяса и субпродуктов (на 0,4%).
«Ситуация в машиностроительной отрасли остается крайне сложной. Некоторые предприятия Свердловской области (в частности, НПК «Уралвагонзавод», «Уральские локомотивы») смогли нарастить объемы производства транспортной продукции. Однако, на мой взгляд, это пока скорее исключение из общей тенденции. В целом ключевые показатели основных свердловских заводов продолжают падать. Правда, темпы этого снижения по сравнению с 2015 годом несколько замедлились. Давать какие-либо прогнозы сейчас крайне сложно. Многое будет зависеть от динамики заказов на продукцию машиностроительных предприятий», — считает первый заместитель председателя свердловского регионального отделения СоюзМаш России Андрей Бухмастов.
Еще один ключевой экономический индикатор — оборот розничной торговли — также продемонстрировал негативную динамику. В январе-марте 2016 года показатель сократился на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем продажи пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия в сопоставимых ценах) снизился на 3,8%, непродовольственных товаров — на 7%.
Аналогичная ситуация сложилась в строительной сфере. В I квартале 2016 года организациями всех форм собственности были введены жилые дома общей площадью 456,1 тыс. кв. м, что составило 56,9% к уровню января-марта 2015 года. Построено 6 тыс. 195 квартир (в январе-марте 2015 года — 9 тыс. 90 квартир). Населением за счет собственных и заемных средств в первом квартале 2016 года введено 185,5 тыс. кв. м общей площади жилья, что составило всего 38,5% к уровню аналогичного периода прошлого года. Объем строительных работ в Свердловской области в январе-марте 2016 года составил 18 млрд руб., что на 8,9% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
«Рынок жилья Екатеринбурга в последние годы демонстрирует достаточно контрастные результаты: рекордные показатели 2015 года по вводу жилья сменяются провальными. Мы достаточно осторожно смотрим на его перспективы в краткосрочном периоде, видим достаточно много диспропорций в структуре предложения и рисков, которые могут проявиться в будущем», — заявил начальник аналитического отдела УПН Михаил Хорьков.
Также на Среднем Урале в текущем году сократились объемы грузо- и пассажироперевозок. В частности, в январе-марте 2016 года общественным транспортом Свердловской области было перевезено 56,6 млн пассажиров, что на 5,1% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот автомобильного транспорта в январе-марте составил 656,1 млн пасс-км (95,1% к январю-марту 2015 года). В первом квартале 2016 года в Свердловской области автомобильным транспортом было перевезено 7,1 млн тонн грузов, что на 2,1% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) жителей Свердловской области сократились на 8,9%. Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника регионе за январь-февраль 2016 года составила 29 тыс. 866 руб., что на 4,4% выше аналогичного уровня прошлого года. Однако реальная зарплата (скорректированная на инфляцию) уменьшилась на 4,4%.
Можно сделать вывод, ситуация в Свердловской области напрямую зависит от перспектив российской экономики и от эффективности политики региональных властей. Пока оба эти фактора оказывают крайне негативное воздействие. Поэтому в 2016 году доходы населения, уровень жизни, индекс промышленного производства, оборот розничной торговли и другие ключевые индикаторы в регионе с высокой долей вероятности продолжат свое падение.