Статьи
18.04.2016

МинЖКХ против энергоэффективности

МинЖКХ против энергоэффективностиДо 1 октября 2017 года собственники жилья должны завершить установку приборов учета коммунальных ресурсов. Данное правило было увязано с программой энергосбережения. Как заверяли граждан, только при наличии счетчиков они смогут экономить на платежах за коммунальные услуги. Дополнительным стимулом для внедрения приборов стало увеличение платы за нормативное потребление. Однако действующее в Свердловской области законодательство сводит на «нет» и экономию от установки счетчиков, и саму идею энергосбережения.

Поставили на счетчик

Напомним, в 2009 году в России был принят федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В числе прочего документ обязывал потребителей установить приборы учета воды, тепла и электроэнергии до 1 июля 2012 года. Впоследствии эта дата неоднократно переносилась. В последней редакции крайним сроком является 1 октября 2017 года.

В первые годы после принятия закона об энергосбережении процесс внедрения счетчиков шел вяло. Для того, чтобы простимулировать потребителей, правительство России приняло постановление № 306. Согласно документу, в 2016 году плата за потребление по нормативам должна вырасти на 40%, в 2017 году — на 60%.

Еще одним стимулом должно было стать постановление правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. По этому документу плата с граждан за коммунальные ресурсы взималась не по нормативу, а по факту, то есть по приборам учета. До этого порядок оплаты определялся постановлением № 307, которым предписывалось начислять суммы по определенным нормативам. Таким образом, граждане, установившие приборы учета, могли сразу ощутить эффект от программы энергосбережения.

Непрозрачный расчет

В Свердловской области, по данным министерства энергетики и ЖКХ региона, к концу 2015 года счетчиками тепла были оборудованы 69% многоквартирных домов (МКД). Узлами учета горячего и холодного водоснабжения оснащены соответственно 67% и 65% МКД. Глава министерства Николай Смирнов регулярно требовал от потребителей исполнять требования законодательства об установке приборов учета.

«Гражданам необходимо еще раз тщательно проанализировать свои текущие платежи и задуматься, стоит ли их так серьезно увеличивать, или все-таки установить счетчики и платить только за фактически потребленный объем ресурсов. На наш взгляд, ответ очевиден», — заявлял министр в октябре прошлого года.

Однако какой-либо экономии жители региона до настоящего времени так и не почувствовали. По словам члена Общественного совета при министерстве энергетики и ЖКХ области Галины Хорошавиной, уральские потребители до настоящего времени по-прежнему платят по нормативам.

«У меня целый год берут по нормативу. Каждый месяц я переплачиваю более 1 тыс. руб. По факту мне пересчитают только летом 2016 года и, по идее, должны вернуть переплату», — сказала УрБК Галина Хорошавина.

Директор по развитию управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин, в свою очередь, отмечает, что возникают и обратные ситуации, когда после окончания отопительного сезона потребитель оказывается еще и должен.

«Перерасчет идет как в минус, так и в плюс. Например, эта зима была холоднее, чем в прошлом году, и дом потратил больше ресурсов, чем заплатили собственники. В итоге при перерасчете рост может получиться в рамках 5-10%», — сказал Илья Сотонин.

Ни денег, ни эффекта

Причиной, по которой до сих пор не учитываются показания счетчиков, является постановление правительства Свердловской области № 1107-ПП от 03 декабря 2014 года. Согласно этому документу, начисление за тепловые ресурсы проводится с применением средних значений ежемесячного потребления за прошлый отопительный сезон. Впоследствии срок действия этого постановления был продлен до 1 июля 2016 года. Фактически областные власти пролонгировали действие постановления правительства РФ № 307. Ничего противозаконного в этом нет — право определять механизмы оплаты за коммунальные услуги регионам предоставило правительство РФ.

Галина Хорошавина не исключила, что правительство Свердловской области после 1 июля 2016 года может продлить срок действия постановления, которое позволяет рассчитывать коммунальную плату по нормативам, а не по данным счетчиков. Как считают участники рынка ЖКХ, действия областных властей нивелируют весь эффект от установки счетчиков.

«Получается странная ситуация. Федеральный закон обязывает ставить счетчики в рамка программы энергосбережения. У нас в области из-за того, что 354-е постановление не вступило в силу, приборы ставят, но де юре их не используют. Получается, результаты всей программы сводятся на «нет», — считает директор по развитию управляющей компании «Лига ЖКХ».

На этом фоне странно звучат и слова главы МинЖКХ Свердловской области Николая Смирнова о необходимости установки счетчиков. Получается, что, с одной стороны, областные власти придерживаются (или делают вид) федеральной идеи об энергосбережении. С другой, действия свердловских чиновников обессмысливают процесс установки приборов учета.

Слишком много полномочий

По словам Галины Хорошавиной, Общественный совет при МинЖКХ региона на протяжении двух лет требовал от министерства объяснить причины, по которым показания счетчиков до сих пор не учитываются. Однако внятного ответа общественники до сих пор не получили.

«Я думаю, что здесь ресурсоснабжающие компании лоббируют. Они не могут договориться насчет норматива по отоплению для общедомовых нужд. Это потери тепла от теплопункта до объекта. Это, как правило, проблемы энергоснабжающей компании», — считает Илья Сотонин.

Вместе с тем, как указывают эксперты, постановление № 354 направлено на то, чтобы сделать прозрачными коммунальные платежи. Потребитель сразу может узнать, за что именно он платит средства. В свою очередь, постановление, которое позволяет считать оплату по нормативам, по мнению специалистов, оставляет пространство для маневра. Фактически затраченные ресурсы пересчитываются спустя два месяца после окончания отопительного сезона.

В итоге более половины жилищного фонда в Свердловской области оборудовано приборами учета, однако потребители по-прежнему вынуждены платить по нормативу. Таким образом, жители региона из-за позиции областных властей ежегодно переплачивают сотни миллионов рублей.

Как считают специалисты в сфере ЖКХ, данная ситуация сложилась именно из-за передачи полномочий по определению механизма оплаты на уровень региона. Действительно, во всех субъектах процесс внедрения счетчиков проходит с разной динамикой. Однако, как показала практика, чем больше полномочий получают власти Свердловской области, тем больше нарушений возникает в их работе.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
18.01.2016 Треть потребителей «Облкоммунэнерго» с 2016 года будет платить за воду на 17% больше

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2016. Треть потребителей АО «Облкоммунэнерго» с 2016 года будет платить за воду на 17% ...

18.01.2016 Администрация Екатеринбурга в 2015 году установила 7,4 тыс. счетчиков в муниципальном жилье

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2016. Администрация города Екатеринбурга в 2015 году установила в муниципальных жилых ...

30.06.2015 С 1 июля тарифы на коммунальные услуги в Свердловской области вырастут на 10%

Тарифы на коммунальные услуги в Свердловской области с 1 июля повысятся в среднем на 10%. Об этом сообщает пресс-служба ...

30.06.2015 С 1 июля тарифы на коммунальные услуги в Свердловской области вырастут на 10%

УрБК, Екатеринбург, 30.06.2015. Тарифы на коммунальные услуги в Свердловской области с 1 июля повысятся в среднем на ...

02.06.2014 ГУП «Облкоммунэнерго» напомнило о подорожании коммунальных услуг в случае отказа установить счетчики

УрБК, Екатеринбург, 02.06.2014. ГУП СО «Облкоммунэнерго» напоминает о скором вступлении в силу одного из положений ...