Ситуация на рынке торговых центров Екатеринбурга продолжает ухудшаться. По данным исследовательской компании Watcom, в январе-феврале 2016 года покупательский трафик свердловских ТЦ сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом уральские девелоперы продолжают выводить на рынок новые объекты. Это приводит к перераспределению трафика, росту вакантных площадей и падению арендных ставок.
По данным консалтинговой компании «Урал-Гермес», сейчас в Екатеринбурге функционирует около 40 торговых центров. В 2015 году были открыты ТЦ «Пассаж», «Максидом» и «Светлореченский». В марте 2016 года запустили ТРЦ «Академический». Также в этом году ожидается открытие 5-й очереди ТРЦ «Гринвич», 2-й очереди ТЦ «Максидом» и ТЦ «Кристаллс».
«В докризисное время число торговых площадей в Екатеринбурге ежегодно увеличивалось на 15-20%. В последние два года объем рынка растет всего на 7%. Сейчас на рынок давят два негативных фактора — это перенасыщение и снижение покупательной способности населения. Обеспеченность площадями ТЦ в городе сейчас составляет 500 кв. м. на 1 000 жителей. Это один из самых высоких показателей в России», — заявил директор «Урал-Гермес»Александр Засухин.
По его словам, реализация многих анонсированных проектов новых ТЦ в Екатеринбурге была отложена из-за кризиса: ТЦ «Олимп», «Астра-Молл», «Июнь», ТРЦ компании RED возле Автовокзала.
По данным «Урал-Гермес», уровень вакантных площадей в свердловских ТЦ сейчас составляет 5-7%. За последние полгода средний размер арендных ставок в Екатеринбурге упал на 6-8%. Цифру эту можно считать условной, поскольку скрытое снижение происходит в том числе за счет того, что многие собственники сейчас внедряют антикризисную меру — вместо фиксированной ставки взимают процент от оборота.
«Все торговые центры Екатеринбурга можно условно разбить на три группы: успешные (размер арендных ставок — 2800-3800 руб. за кв. м.), устойчивые (1900-2800 руб. за кв. м.) и проблемные (менее 1 900 руб. за кв. м.). Последняя группа пострадала из-за кризиса сильнее всего, так как у этого сегмента изначально была плохо проработана концепция. Таким образом, ухудшение экономической ситуации только усилило дифференциацию торговых центров. Лучшие ТЦ стали еще лучше. Худшие — еще хуже», — заявил Александр Засухин.
Ведущий консультант по торговой недвижимости Watcom Алексей Плетнев сообщил, что многие арендаторы в ультимативной форме требуют от собственника снизить арендные ставки.
«Они ссылаются на кризис и угрожают съехать, если им не снизят ставки. Собственники нередко вынуждены идти на уступки. Это обусловлено усилением конкуренции среди ТЦ и оттоком покупателей», — уверен Алексей Плетнев.
Начальник отдела исследований федеральной компании-брокера «Магазин магазинов» Андрей Васюткин полагает, что ключевой проблемой рынка торговых центров является перенасыщенность.
«Екатеринбург сегодня является образцом «насыщенного» торговлей и инфраструктурой города. Но локальные возможности для развития в городе остались. В частности, торговые центры сегодня чувствуют себя гораздо лучше, чем стрит-ритейл, который гораздо сильнее пострадал от кризиса. Поэтому, к примеру, многие магазины одежды все чаще отказываются от стрит-ритейла, предпочитая торговые центры. Покупатели ведут себя более рационально, и на место совершения покупок влияет все больше факторов. В таких условиях маркетинговая политика торговых центров выгодно отличает их от магазинов шаговой доступности», — считает Андрей Васюткин.
Заместитель председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Наталья Фирсова считает, что в ближайшие годы на рынке останутся только те ТЦ, которые смогут предложить горожанам уникальные товары или услуги.
«В краткосрочном будущем торговля не будет основным ядром развития ТЦ. Каждому торговому центру необходимо придумать какую-то свою «фишку». Это могут быть развлекательные услуги или какие-нибудь уникальные товары. Думаю, что собственники ТЦ это понимают», — заявила Наталья Фирсова.
Эксперты прогнозируют продолжение падения трафика ТЦ в 2016 году. По словам Александра Засухина, «дно» рынка с высокой долей вероятности еще не достигнуто. Однако обвального падения ключевых индикаторов не ожидается. Бизнес постепенно приспосабливается к работе в текущих экономических условиях. В такой ситуации сильные объекты с понятной концепцией и грамотно подобранными арендаторами становятся еще сильнее, а у слабых обнажается потребность в реконцепции.