Шопинг-туры, которые еще несколько лет назад были очень популярны среди свердловчан, сегодня рискуют полностью исчезнуть с туристического рынка. Из-за роста курса иностранных валют покупки даже на распродажах становятся невыгодны. В результате большинство шоперов решают переориентироваться на интернет-покупки, экономя при этом деньги и время.
Такая услуга как шоп-туры в прайсах российских турфирм появилась еще в середине 1990-х. Россияне в погоне за брендовыми вещами по привлекательной цене группами отправлялись в Китай, Грецию, Польшу и Италию. Турагенты, в свою очередь, были готовы предложить клиентам два вида путевок: с обязательствами и без них.
Шоп-тур с обязательствами подразумевал под собой низкую стоимость перелета и проживания, однако туристу необходимо было приобрести товар на определенную сумму. Для этого турфирмы заключали договор с магазинами, фабриками или аутлетами, которые полностью или частично оплачивали стоимость тура покупателя. Например, в турфирме Moundeliz travel предлагают тур стоимостью от 1 евро при обязательстве на покупку на сумму не менее 1,2 тыс. евро. Однако в случае невыполнения этого условия клиент обязан оплатить все расходы на перелет и проживание.
Тур без обязательств означает отсутствие каких-либо условий по приобретению товара, однако включает посещение фабрик, магазинов и выставок. Цена такой путевки в несколько раз выше. Как рассказали в турагентстве «Река желаний», в настоящее время стоимость подобного шопинг-тура в страны Европы составляет в среднем 300 евро на три ночи, 500 евро на шесть ночей и 900 евро на восемь ночей.
Между тем, как отмечают участники рынка, в последнее время некогда очень популярные шоп-туры постепенно уходят в прошлое. По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, сегодня заметно сократилось количество туристов, которые летают за рубеж за покупками для собственных нужд.
«В основном это были перелеты в Милан на распродажи, в Австрию, Париж, северную Германию и Италию. Снижение связано в первую очередь с падением курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, в результате чего покупки за границей стали не выгодны для туристов. Так, иностранные торговые представители уже не раз отмечали тот факт, что после скачка курсов цены в российских магазинах стали в разы ниже, чем на распродажах в Европе», — пояснил М. Мальцев.
Как рассказал менеджер турагентства «Река желаний» Роман Сузев, количество заявок на шоп-туры с начала осени упало на 20-30%. Сезон шопинга обычно начинается осенью и длится до 30 декабря, между тем с начала сентября этого года данной услугой воспользовались только 6-7 человек.
В турагентстве «Лавка Путешествий» рассказали, что спрос на шоп-туры практически отсутствует. Первая волна падения началась с момента снижения курса национальной валюты, а после событий в Египте и Франции люди вообще перестали обращаться в турфирму.
Падение спроса заметили и турагентства, предлагающие шопинг-туры в Китай. Так, в компании «Шелковый путь» снижение составило 30-40%.
«В основном люди едут за простыми вещами, пуховиками, кофтами, часто приобретают строительные материалы, мебель», — рассказали в турфирме «Шелковый путь».
Как поясняет исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, на сегодняшний день шанс сохранить интерес клиентов на рынке шоп-туров есть только у путевок без обязательств, так как условия по ним более лояльны и доступны.
«Шоп-туры с обязательством уже давно не пользуются спросом. Это не выгодно для туристов, так как перед заездом магазины значительно повышают цены на товар, оказывают давление на приезжих, что, в свою очередь, вызывает конфликты с фирмами, магазинами», — пояснил М. Мальцев.
Между тем, по словам эксперта, на сегодняшний день свою актуальность сохраняют комбинированные путевки, которые предусматривают под собой традиционный отдых, экскурсионную программу и шопинг. Одним из таких направлений является Милан ввиду большого числа аутлетов и достопримечательностей.
Помимо этого, по мнению участников рынка, сегодня изменилась сама структура рынка. Если в период пика, с конца 1990-х до 2005 года, покупатели делились на две категории: приобретения для перепродажи и для личного пользования, то сейчас осталась только вторая группа. «Профессиональные» покупатели либо трансформировались в полноценных предпринимателей с договорами о поставках через авиа- и ЖД-транспорт, либо сменили деятельность.
Другой тенденцией является переориентация части покупателей с туров за рубеж в интернет-магазины. Так, по данным «Почты России», только из Китая в Россию в прошлом году было доставлено около 50 млн посылок от интернет-магазинов, что в два раза больше, чем было в 2013 году.
В результате этого дальнейшее развитие такой услуги, как шоп-туры, будет зависеть в первую очередь от состояния российской экономики и законодательства, касающегося интернет-торговли и таможенных вопросов. По словам экспертов, при сохранении текущей ситуации шопинг-туры могут полностью исчезнуть с туристического рынка.