Статьи
18.11.2015

Новые законы выставочного бизнеса

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comВыставочные пространства Екатеринбурга постепенно меняют формат своей работы, подстраиваясь под запросы посетителей и веяния времени. На место традиционных экспозиций и экскурсоводов приходят новые формы выставочной активности. Обычного зрителя в галереи сегодня привлекают с помощью «параллельных активностей», проходящих одновременно с выставками.

Главная причина таких перемен — борьба за посетителя. Прежние приемы, даже организация экспозиций мирового уровня, перестают эффективно работать. Зритель, привыкший к изобилию выставок, перестал реагировать даже на самые громкие имена и нуждается в новых стимулах для посещения музеев и галерей.

«Три-четыре года назад у нас были выставки централизованных музеев — из «Русского музея», из Эрмитажа. Это было нужно, чтобы расшевелить нашу публику. Однако эта тактика не может быть магистральной», — рассказал УрБК директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

По его словам, основной задачей галереи сейчас становится не столько организация экспозиций, сколько плотное участие в культурной жизни города. Без дополнительных акций, формирующих кругозор жителей города, выставочным площадкам практически не удается нарастить трафик посетителей.

«В нашем городе плотный «культурный шум». Сейчас просто прийти посмотреть — недостаточно. Уже важно понять, и чтобы что-то осталось в голове», — отметил Никита Корытин.

«Все больше музеев понимают, что они универсальные культурные точки — это глобальная тенденция. Они не только занимаются музеефикацией и просвещением. Это точки, в которых может происходить большое количество проектов: актуальных, современных, нацеленных на настоящее и будущее», — отмечает, в свою очередь, руководитель образовательных программ уральского филиала Государственного центра современного искусства Дмитрий Москвин.

В сложившихся условиях разнообразия культурных событий и роста уровня самих горожан выставочные площадки стали искать новые приемы. В результате, как отмечают специалисты, в сфере выставочной деятельности сформировалось несколько стратегий Первая из них, по мнению Москвина, выражается в начале более плотного сотрудничества между площадками.

«В одиночку крупное и масштабное мероприятие музей не сможет провести. Это могут быть такие фестивальные проекты, как «Белые ночи» в Перми. В Екатеринбурге таковым является «Ночь музеев», но это отдельная единичная история на несколько часов», — сказал Дмитрий Москвин.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств, в свою очередь, отмечает, что совместно легче проводить и передвижные выставки. С управленческой и финансовой стороны, когда за такие проекты берутся от четырех до шести музеев, проводить мероприятия проще.

Однако магистральным путем развития музеев и галерей стало формирование и проведение параллельно с экспозициями обширной дополнительной культурной программы. В нее входят самые различные активности, которые ставят задачу привлечь новую публику, в том числе традиционно не интересующуюся изобразительным искусством. Таким образом, происходит трансформация музея в многофункциональную площадку.

«Помимо самой выставки проводятся параллельные программы, которые теперь стали необходимостью. Это могут быть авторские экскурсии, лекционные мероприятия, дискуссии. Без этого учреждение уже будет неконкурентоспособным», — сказал Никита Корытин.

В нынешних экономических условиях, как полагает директор галереи «Свитер» Степан Тропин, для частных музеев подбор параллельных программ может оказаться единственным способом выживания.

«У нас в городе очень мало площадок, которые могут окупаться с выставок. Кроме того, в музеи ходит в лучшем случае 5% от общего числа горожан. Поэтому основной тенденцией стал событийный маркетинг — параллельная активность. В этой сфере нужно больше экспериментировать», — считает Степан Тропин.

По мнению Дмитрия Москвина, у музеев сейчас имеется обширный набор инструментов для проведения параллельных программ. Они могут сделать концертную площадку, библиотечную зону или создать лекторий. Как отмечает Никита Корытин, зачастую дополнительные активности формируются таким образом, что само мероприятие становится визитной карточкой музея. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств таковым стала выставка «Фотолето», сопровождаемая лекциями и мастер-классами.

Свердловский областной краеведческий музей, в свою очередь, за счет одной выставки — «Революция в искусстве» — сформировал еще ряд параллельных проектов. Среди них — вип-экскурсии, которые провели ректор Гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор Лев Абрамович Закс и композитор Александр Пантыкин.

Несмотря на востребованность параллельных активностей, есть и определенные препятствия в реализации подобных проектов.

«Вследствие этих изменений возникают потребности в новых должностях и кадрах. Однако здесь уже сказывается косность чиновничьего аппарата, который не улавливает новые тенденции. Например, большинство музейных площадок не имеют возможности держать людей на должностях пиар-менеджера, маркетолога, руководителя образовательной программы», — отмечает Дмитрий Москвин.

В результате площадкам, по его словам, приходится идти на различные ухищрения, чтобы мероприятие проводил компетентный специалист, который по штату официально не числится.

Впрочем, как полагают эксперты, тенденция к насыщению выставочных площадок параллельными программами в дальнейшем продолжится. Вследствие этого музеи и галереи будут превращаться в мультикультурные центры, где экспозиция будет лишь частью одной программы. В этих условиях будущее проектов, которые организуются выставочными площадками, зависит от грамотного использования дополнительных активностей.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
09.09.2014 Никита Корытин: Открытие филиала Эрмитажа в Екатеринбурге — это новый вдох культурной жизни Урала

УрБК, Екатеринбург, 09.09.2014. Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин считает, что ...

08.07.2014 На выставке «Иннопром-2014» обсудят будущее музеев Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 08.07.2014. На стенде Екатеринбурга в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2014» 10 ...

12.12.2013 Шесть музеев Свердловской области с 1 января 2014 года изменят свой статус

Шесть музеев, расположенных на территории Свердловской области, с 1 января 2013 года поменяют статус, сообщает ...

12.12.2013 Шесть музеев Свердловской области с 1 января 2014 года поменяют статус

УрБК, Екатеринбург, 12.12.2013. Шесть музеев, расположенных на территории Свердловской области, с 1 января 2013 года ...

05.11.2013 Семь муниципальных музеев Свердловской области получат 3 млн руб. на развитие

УрБК, Екатеринбург, 05.11.2013. На поддержку и развитие муниципальных музеев Свердловской области региональное ...