Затяжной экономический кризис, который начался в конце прошлого года, продолжает «ударять» по потребительскому рынку. После резкого роста продаж в конце 2014 года практически во всех магазинах электроники стали отмечать значительное снижение спроса на гаджеты всех ценовых категорий. В результате к окончанию 2015 года объемы реализации смартфонов, планшетов и других гаджетов упали в 1,5-3 раза, и, по мнению участников рынка, даже приближающиеся новогодние праздники не смогут кардинально изменить ситуацию.
Смартфоны теряют покупателяКак отмечают эксперты, в связи со снижением уровня доходов населения потребители стали активно снижать второстепенные расходы. В результате в большинстве магазинов бытовой техники и электроники отмечается сокращение продаж гаджетов как в количественном, так и в денежном выражении.
«В последнее время отмечается заметное уменьшение объемов реализации гаджетов, а также смещение спроса среди покупателей из дорогого и среднего ценового сегмента в более дешевый», — рассказал старший менеджер магазина электроники DNS в Екатеринбурге Олег Соколов.
По его словам, наибольшее падение спроса приходится на продукцию Apple. В частности, планшеты iPad практически не приобретаются в магазинах. Если и продается одно устройство в месяц — это очень хороший результат. Относительно телефонов дела обстоят несколько лучше, но продажи все равно очень низкие. При этом в приоритете у покупателей сегодня не новые модели, а iPhone 5 или 4.
Между тем стоит отметить, что нынешний год стал не очень удачным для Apple на российском рынке в целом. В частности, продажи новой модели iPhone 6s и 6s Plus, которые стартовали в ночь с 8 на 9 октября этого года, не принесли желаемых результатов. За первую ночь было продано не более 1 тыс. аппаратов, тогда как в прошлом году реализация iPhone 6 в день старта составила 70 тыс. штук.
Между тем в Екатеринбурге в первые часы было продано лишь 6 новых аппаратов, тогда как год назад в сентябре 2014 в ночь старта было реализовано более 50 iPhone 6. Основной причиной падения, по мнению экспертов, является высокая стоимость флагмана, — от 59,9 тыс. руб. В условиях экономии россияне не могут себе позволить приобрести технику за такую цену.
Как отмечает руководитель интернет-магазина Tele-fono.ru Сергей Комаров, спрос на все гаджеты заметно упал, но особенно это отмечается в сегменте аппаратов стоимостью выше среднего — от 15 тыс. руб. и больше. При этом стоит отметить, что клиент не стал просто переориентироваться на более дешевый сегмент техники, он просто отказывается от покупки.
Помимо флагманов компании Apple, участники рынка отмечают снижение интереса покупателей и к другим производителям, продукция которых ранее была наиболее популярна.
«Другие топовые новые модели, такие как Samsung 6S или Sony Z5, спрашивают, но крайне редко приобретают», — сказал старший менеджер магазина электроники DNS.
По данным торговой сети «Связной», всего по итогам первых шести месяцев 2015 года продажи различных флагманов в России упали в количественном выражении на 11%, в рублевом — на 2%. Вместе с тем, согласно прогнозам по итогам года, реализация смартфонов может снизиться примерно на 15% в штуках и 10% — в рублях.
Планшеты почти не продаютсяМежду тем наибольшее падение, как отмечают участники рынка, наблюдается в сегменте планшетных компьютеров.
«Интерес к планшетам заметно снизился. Если на телефоны спрос упал в 1,5 раза, то на планшеты он уменьшился в 3 раза. Буквально два дня назад состоялся старт продаж iPad Pro, но из наших клиентов никто не проявляет к нему интереса. На сегодняшний день самыми популярными моделями среди планшетов являются Samsung, стоимость которых не превышает 12 тыс. руб.», — рассказал руководитель интернет-магазина Tele-fono.ru.
Подобную статистику отмечают и в магазине электроники DNS. По словам представителя сети, основной ценовой сегмент, в котором совершаются покупки смартфонов, варьируется от 8 до 15 тыс. руб. Что касается планшетов, то здесь также отмечается смещение к более доступным категориям от 10 до 15 тыс. руб. В основном это модели компании Asus, реже Samsung.
Однако, как рассказал представитель интернет-магазина «Навибург.Ру», несмотря на сложную экономическую ситуацию, среди покупателей остаются и те, кто готов приобрести дорогую технику, даже если придется «залезть» в долги.
«Сейчас горожане предпочитают брать совсем дешевые планшетные компьютеры, стоимость которых ограничивается 10 тыс. руб. Между тем есть и те, кто готов взять кредит и занять деньги у знакомых, лишь бы приобрести гаджет подороже. В основном это относится к iPаd, стоимость которых начинается с 40 тыс. руб.», — рассказали в «Навибург.Ру».
«Умные» часы пылятся на складахНаряду с резким и значительным снижением продаж планшетных компьютеров еще большее падение отмечается в другом сегменте носимых гаджетов, таких как смарт-часы и фитнес-трекеры.
По словам представителей рынка, сейчас подобные устройства практически не приобретаются клиентами магазинов электроники. Основной причиной снижения интереса к этим аппаратам является их высокая стоимость.
Так, например, цена последней модели «умных» часов от Samsung — Gear S — составляет 16,99 тыс. руб., Sony SmartWatch — 11,99 тыс. руб., а Apple Watch обойдется покупателю от 28 тыс. до 57,99 тыс. руб.
«Такие дорогие гаджеты, как «умные часы» Apple, Samsung и Sony, сейчас среди покупателей вообще не востребованы. Их нет в наличии, и по ним нет предзаказов. То же самое относится к различным дополняющим гаджетам, таким, например, как фитнес-трекеры, они сейчас вообще не популярны среди покупателей», — пояснил руководитель интернет-магазина Tele-fono.ru Сергей Комаров.
Работа по предзаказуВ результате значительного падения спроса на флагманы большинство магазинов электроники Екатеринбурга перешли на работу по предзаказу. Как поясняют участники рынка, в наличии сейчас оставляют только те устройства, которые наверняка будут проданы.
«В основном мы работаем по предзаказу. Сейчас в наличии есть небольшая часть товаров, которая пользуется наибольшей популярностью. Это, к примеру, некоторые модели телефонов Nokia, LG. У себя мы оставляем только те товары, которые гарантированно будут проданы. Основная часть товаров находится на складах поставщиков и доставляется только при получении заявки от покупателя», — рассказал Сергей Комаров.
Стоит отметить, что помимо низкого спроса на гаджеты причиной перехода на подобную схему работы являются постоянные скачки на валютном рынке.
«С дорогими, не ходовыми товарами работаем только по предзаказу. В основном это из-за того, что курс валют постоянно меняется, и может получиться такая ситуация, что товар был закуплен по высокой цене, а курс упал, соответственно, и стоимость снизилась — придется работать в убыток», — пояснил представитель магазина электроники «Интеллект».
Между тем стоит отметить, что оформление предзаказа не дает гарантии получения необходимого товара. Так, в частности, в магазине электроники «М.Видео» сообщили о том, что несколько клиентов оформили заявку на завоз Apple Watch, однако по прошествии нескольких месяцев товар так и не появился на полках магазина.
Новый год не спасетНесмотря на то, что в скором времени горожане начнут активно готовиться к новогодним праздникам и закупать подарки, кардинально ситуацию на рынке это не сможет изменить.
«Как и каждый год, ближе к Новому году ожидается рост продаж, но это все будет зависеть от цен, от курса рубля. Между тем только за последние полгода цены на электронику выросли в среднем на 20%», — пояснил представитель сети DNS.
По прогнозам участников рынка, сезонное увеличение объемов реализации коснется в основном смартфонов и автомобильной электроники, а главным трендом этого сезона станет приобретение техники исключительно в кредит.
Сегодня рынок гаджетов переживает не самые лучше времена. Постепенное падение продаж на протяжении 10 месяцев 2015 года стало одним из самых значительных на рынке. Стараясь сэкономить средства, потребители либо переориентируются на более доступные товары, либо вовсе отказываются от их покупки. По мнению экспертов, подобное падение может затянуться надолго, и даже небольшое повышение спроса не сможет покрыть того снижения, которое произошло с начала года.