Статьи
06.10.2015

Пустое послание

Пустое посланиеГлава региона Евгений Куйвашев выступил с бюджетным посланием в Законодательном собрании Свердловской области, хотя мог бы этого не делать по двум причинам. Во-первых, еще в 2014 году были приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые в том числе признают статью 170, регулировавшую бюджетное послание, утратившую силу. Во-вторых, часть депутатов еще до начала выступления губернатора посчитали, что и текст его выступления «посвящен абсолютной пустоте, в которой перемалывается пустота, чтобы на выходе получилась пустота».

Общий смысл того, что губернатор Евгений Куйвашев сказал депутатам Законодательного собрания региона, сводился к тому, что, оказывается, Свердловская область полностью адаптировалась к новым экономическим условиям. При этом в пример приводился не индекс промышленного производства, а почему-то объем отгруженной продукции предприятий, куда заложена так называемая «валютная составляющая». И почему-то за I полугодие, хотя можно было бы уже подводить итоги III квартала.

Индекс же промышленного производства упоминался только по итогам 2014 года в сравнении с 2013 годом — рост 2,1%. При этом в январе-августе 2015 года этот показатель по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 3,1%.

По словам главы региона, успехи есть и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и поэтому выбранный курс на поддержку этих направлений экономики будет продолжен.

Однако, по его словам, в 2016 году Свердловская область должна сосредоточиться на привлечении инвестиций, и поэтому в каждом муниципальном образовании региона должна быть разработана и принята отдельная программа по активизации этой деятельности.

«Инвестиционная активность — основной рецепт экономического успеха. Созданием условий, стимулированием и привлечением инвестиций должны заниматься все руководители органов государственного и муниципального управления», — подчеркнул Евгений Куйвашев.

При этом достаточно странно в данном случае звучали примеры особой экономической зоны «Титановая долина» и индустриального парка «Богословский», так как «они имеют весомую социальную значимость — новые рабочие места, современные производства, отчисления в местные бюджеты, снижение социальной напряженности в территориях».

Однако стоит отметить, что «Титановая долина» хозяйственной деятельности не ведет, и поэтому отчислений в бюджет пока никаких не делает, хотя на реализацию этого проекта из федерального бюджета было уже направлено более 800 млн руб. А Краснотурьинск, где расположен парк «Богословский», не попал в число территорий опережающего развития Минэкономразвития.

«Главное — максимально развивать муниципальную экономику, расширять инвестиционную и деловую активность в территориях. Для повышения самостоятельности муниципальных бюджетов предлагается использовать такой механизм как замена дотаций на дополнительные отчисления по НДФЛ. Впервые в 2016 году в бюджеты муниципальных образований будут зачисляться 15% налогов от упрощенной системы налогообложения», — считает губернатор.

Между тем потеря отчислений от НДФЛ только для Екатеринбурга будет составлять порядка 400 млн руб., которые идут в так называемый «бюджет развития», за счет которого решаются инфраструктурные проекты, а значит повышается инвестиционная привлекательность города. Как в таком случае будет по логике губернатора развиваться административный центр Свердловской области, совершенно не ясно.

Видимо, по мнению губернатора, лишение «бюджета развития» призвано повысить заинтересованность территорий в развитии предпринимательства, снятии административных барьеров, создании благоприятных условий для ведения бизнеса.

Однако при этом регион методично отнимает у того же Екатеринбурга полномочия, связанные с такой перспективной отраслью как строительство. Сначала министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) передали в ведение право распоряжаться неразграниченными землями, а теперь региональному Минстрою хотят отдать полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию и принятию решений по развитию уже застроенных территорий. Кроме того, документ подразумевает передачу региональным властям полномочий по утверждению генерального плана, градостроительного проектирования, а также правил землепользования и застройки.

Оба эти решения были в штыки восприняты не только застройщиками, но даже депутатам Законодательного собрания.

При этом сам губернатор дал ясно понять, что в 2017 году Екатеринбург могут лишить полномочий в сфере здравоохранения. При этом сам губернатор признал, что в Свердловской области ситуация в этой сфере нуждается в глубоком анализе. И хотя он не привел конкретных примеров, однако известно, что жертвами так называемой «оптимизации» стали медицинские учреждения Алапаевска, Ачитского, Алапаевского, Горноуральского и Михайловского городских округов. В поселках Лобва и Гари в этом году прекратят работу станции скорой медицинской помощи (СМП).

Однако когда вопрос о целесообразности решений по передаче полномочий задали народные избранники, Евгений Куйвашев ответил, что у Екатеринбурга никто ничего не отбирает.

«Мы будем усиливать контроль. При этом мне первый раз об этом сейчас говорят. Никто ко мне с подобными вопросами не обращался. А следовало, наверное, позвонить и обсудить все вопросы», — заявил губернатор.

Однако подобные заявления о доступности первого лица Свердловской области вызывают, как минимум, недоумение. Особенно если учесть, что во время бюджетного послания ему задавались со стороны депутатов вопросы, которые явно не требуют (а, судя по всему, наоборот) «ручного управления».

В частности, один из них касался завершения строительства водовода в Сухом Логу, где зимой 2014 года произошла коммунальная авария. Губернатор отделался тем, что «вопрос действительно нужно решать», однако ни конкретных сроков, ни дат не назвал.

На самом деле вопрос по Сухому Логу является достаточно показательным. Ведь в связи чрезвычайной ситуацией в этом муниципалитете никто до сих пор так и не понес наказания. Равно как за дома-призраки, куда должны были переселять свердловчан из ветхого жилья, и за «оптимизацию» здравоохранения, а также эффективность капитального ремонта многоквартирных домов, плата за которые сейчас повышена.

Исходя же из бюджетного послания губернатора Евгения Куйвашева, впоследствии за принятие тех или иных решений будут отвечать исключительно муниципальные власти. На себя и правительство Свердловской области он подобную практику, видимо, распространять не хочет.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
25.09.2015 Сергей Мямин: Законопроект о передаче градостроительных полномочий является политическим решением

УрБК, Екатеринбург, 25.09.2015. Законопроект о передаче градостроительных полномочий является политическим решением. ...

08.10.2014 Правительство Свердловской области планирует в 2018 году увеличить объем инвестиций в регион до 500 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.10.2014. Правительство Свердловской области намерено увеличить объем инвестиций в экономику ...

07.10.2014 В Свердловской области к 2016 году планируется сдать 2,16 млн кв. м. жилья

Власти Свердловской области к началу 2016 года планируют ввести 2,16 млн кв. м. жилья в регионе. Об этом в ходе ...

07.10.2014 Бездефицитное послание: губернатор Свердловской области обозначил основные параметры бюджета региона на 2015 год

Глава Среднего Урала Евгений Куйвашев выступил перед депутатами Законодательного собрания Свердловской области с ...

07.10.2014 В Свердловской области к 2016 году планируется сдать 2,16 млн кв. м. жилья

УрБК, Екатеринбург, 07.10.2014. Власти Свердловской области к началу 2016 года планируют ввести 2,16 млн кв. м. жилья в ...