Власти Свердловской области в очередной раз пытаются дестабилизировать ситуацию на строительном рынке Екатеринбурга. На этот раз они хотят забрать у муниципалитета градостроительные полномочия под предлогом «снижения административных барьеров». Наблюдатели считают, что лишение Екатеринбурга полномочий приведет к дестабилизации на строительном рынке и, как следствие, ударит по самим региональным властям.
Согласно законопроекту, администрация Екатеринбурга лишается права выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию и принятия решений по развитию уже застроенных территорий. Кроме того, документ подразумевает передачу региональным властям полномочий по утверждению генерального плана, градостроительного проектирования, а также правил землепользования и застройки.
Совпадение или нет, но законопроект, авторами которого числятся депутаты от КПРФ Дмитрий Шадрин и Владимир Коньков, был внесен в Законодательное собрание Свердловской области как раз в день открытия в Екатеринбурге Международного форума высотного строительства 100+ Forum Russia 2015. Такой вот «подарок» екатеринбургским застройщикам, коим, кстати, является и один из авторов документа.
Однако у Владимира Конькова, как основателя строительной корпорации «Маяк», в Екатеринбурге дела идут неважно — слишком много объективных нареканий к его объектам со стороны городской администрации и коллег по бизнесу. Поэтому его участие в составлении инициативы, по которой муниципалитет может лишиться контроля за стройками, вполне понятно.
Впрочем, по имеющимся данным, реальными разработчиками законопроекта могли являться специалисты министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). Поэтому неудивительно, что губернатор региона Евгений Куйвашев немедленно одобрил принятие такого закона, отметив, что он снизит административные барьеры. Это, по его мнению, приведет к увеличению сданных в эксплуатацию квадратных метров жилья застройщиками.
По данным Свердловскстата, за январь-август 2015 года в Свердловской области введено в эксплуатацию 1 млн 543 тыс. кв. метров жилья, что в 1,34 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Лидерами по объему введенного жилья остается Екатеринбург — 660 тыс. кв. метров. Ближе всего по показателям к столице Среднего Урала только Сысертский городской округ (112 тыс.), который находится буквально рядом с Екатеринбургом. В остальных муниципалитетах, где, как считают региональные власти, также высокие темпы строительства, показатели ввода жилья по тогам 8 месяцев не превышают 100 тыс. кв. метров.
На фоне этого строительная отрасль, как и все сферы производства, в условиях финансово-экономического кризиса переживает не самые лучшие времена. Однако именно в данный момент, а не когда ситуация бы стабилизировалась, власти Свердловской области пытаются внести изменения в механизм работы самой успешной отрасли столицы Урала.
При этом участники рынка считают, что действующая сегодня система, когда градостроительные полномочия находятся у администрации Екатеринбурга, доказала свою эффективность.
«Сейчас речь идет об изменении всей системы управления строительством. Сложно сказать, какие резоны у людей, которые инициируют принятие подобных решений. Это потребует больших финансовых затрат и времени для того, чтобы все процессы вновь отрегулировать. На мой взгляд, существующая сейчас система работает вполне эффективно. Екатеринбург ежегодно вводит около 1 млн кв. метров жилья. Никаких проблем нет», — считает полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге, председатель совета директоров «Корин холдинга» Андрей Бриль.
В администрации Екатеринбурга считают внесение законопроекта сугубо политическим решением, которое, наоборот, снизит темпы строительства жилья в Екатеринбурге.
«Городские власти давно доказали, что управляют строительной сферой эффективно. Этот законопроект — чистая политика. Он спровоцирует сильный откат отрасли назад. Как можно вообще принимать подобные решения в такой сложной ситуации? У нас и так продажи жилья упали на 50%», — отметил заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Сергей Мямин.
Надо сказать, что это не первый случай, когда региональные власти посредством МУГИСО, несмотря на стабильную ситуацию в строительной сфере Екатеринбурга, пытаются в нее вмешаться. Так, в мае 2013 года ведомство получило полномочия по распределению неразграниченных земель в Екатеринбурге. За год структура Алексея Пьнкова создала на строительном рынке неразбериху, из-за которой сроки выдачи участков растянулись, а количество торгов по землям такой категории только снизилось.
Сейчас эти полномочия так и находятся в ведении МУГИСО, так как региональным властям удалось обойти федеральное законодательство. Однако ситуация фактически не изменилась. По признанию заместителя главы ведомства Александра Самбурского, в I квартале 2015 года план по реализации неразграниченных земель был выполнен только на 30%.
Мало того, Свердловская область в 2015 году не получит доход от продажи земельных участков в размере 4,1 млрд руб.
МУГИСО скорректировало эти доходы в своей программе до 50 млн руб. Можно делать вывод об эффективности работы ведомства и предполагать, справится ли оно с полномочиями, которые хотят забрать у администрации Екатеринбурга.
Однако в данном случае речи об эффективности не идет. Вопрос лежит в области политики, так как губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву в 2013 году не удалось политическими методами укрепить свою власть в Екатеринбурге. Теперь в ход пошли административные барьеры, в числе которых и снижение отчислений от сбора НДФЛ, и передача полномочий по неразграниченным землям и в сфере здравоохранения.
Наблюдатели считают, что если законопроект «Конькова — Шадрина» будет принят, то в первую очередь пострадают застройщики, а впоследствии и жители Екатеринбурга, так как темпы строительства жилья снизятся, а цены на недвижимость поползут вверх. Как на первичном, так и на вторичном рынке.
Однако в конечном результате, если Екатеринбург перестанет быть лидером по вводу жилья в Свердловской области, это обернется боком для самих региональных властей. Отчитаться о достижениях в сфере строительства перед федеральным центром губернатор просто не сможет.