Динамика развития системы образования Свердловской области наглядным образом иллюстрирует особенности планирования, характерные для нынешнего руководства региона. Следуя майским указам президента, областные власти активно наращивают число дошкольных учреждений. Однако о том, что воспитанникам детских садов впоследствии надо где-то учиться, свердловские чиновники, по всей видимости, и не задумываются.
В последнее время количество школ на Среднем Урале заметно сократилось. Открытия новых общеобразовательных учреждений, за исключением Екатеринбурга, в области не предвидится. Решить проблему грядущей нехватки школ самостоятельно способны органы местного самоуправления. Однако, как указывают эксперты, для этого им требуются дополнительные финансовые полномочия.
В последние три года областные власти проявляют внимание только к одной сфере системы образования — детским садам. Подгоняемое майскими указами, руководство региона торопится до 2015 года ввести 17,5 тыс. мест.
«У нас осталось совсем немного времени для того, чтобы обеспечить выполнение указа президента и ликвидировать очереди для данной возрастной категории детей. Мы уже близки к этому: за последние пять лет в Свердловской области введено более 64 тыс. мест и 258 зданий. В 36 муниципальных образованиях данная проблема практически решена», — сказал губернатор Евгений Куйвашев.
Однако доклады областных властей оставляют открытым один вопрос: куда пойдут выросшие из дошкольного возраста дети. Как признают в министерстве образования региона, число свердловских школьников из года в год растет. Так, 1 сентября 2015 года в первый класс пошло на 3 391 человека больше, чем в 2014 году. Всего численность учеников в школах за год выросла на 15,5 тыс. человек.
Вместе с тем количество общеобразовательных учреждений в Свердловской области неуклонно сокращается с 2010 года. Связано это в первую очередь с оптимизацией и укрупнением школ, а также с введением подушевого финансирования. В результате за последние пять лет из 1 111 образовательных учреждений в регионе осталось 1 070.
При этом, по данным министерства образования Свердловской области, только за последний год — с 1 сентября 2014 по 1 сентября 2015 года — на Среднем Урале прекратили работу 18 школ.
Вместе с тем новые учреждения в области открывают редко. С 2013 по 2015 годы было запущено только три учебных заведения в Сосьвинском, Тавдинском и Шалинском городских округах. Для сравнения, в Екатеринбурге за этот же период открылось 5 школ. В 2013 году были введены в эксплуатацию новая школа № 19 в Академическом, 2 школы после реконструкции — лицей № 88 и гимназия № 155, а также школа № 184. В текущем году открылась новая школа №18 на улице Авиационной (на 500 учащихся). Кроме того, еще одно образовательное учреждение на 1 тыс. мест появится в районе Академический к концу 2015 года.
Стоит отметить, что уровень подготовки учебных заведений в Свердловской области оставляет желать лучшего. Так, в 2015 году в ряде учреждений в преддверии 1 сентября прокуратура выявила более 200 нарушений. Большая часть из них была обнаружена в школах, расположенных в муниципалитетах и сельских районах. В некоторых из них отсутствовала охрана, пожарная сигнализация, освещение, системы видеонаблюдения и так далее.
Специалисты Роспотребнадзора, в свою очередь, в ходе проверок выявили в школах области незавершенный капитальный ремонт. Более 700 нарушений правил пожарной безопасности нашли сотрудники МЧС.
Доклады областных властей о ситуации с общеобразовательными учреждениями отличаются скупостью по сравнению с отчетами о детских садах. По соотношению численности детей и школ министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов не отчитывался. Огромному количеству нарушений, выявленных в учебных заведениях, глава ведомства внимания также не уделяет.
Вместе с тем, как считают специалисты, в сложившихся условиях в Свердловской области может возникнуть острый дефицит школ. Учебным заведениям из-за увеличения нагрузки придется массово переходить на две или даже три смены.
По мнению экспертов, проблемы с нехваткой школ местные власти могли бы решить сами. Однако руководство региона лишь создает все условия, лишающие муниципалитеты самостоятельности в данном вопросе. Так, министерство финансов Свердловской области планирует снизить ставку НДФЛ, которая остается в местных бюджетах, на 2% — до 16%. При этом по действующему законодательству верхний порог отчислений НДФЛ для муниципалитетов равняется 40%.
По словам депутата Екатеринбургской городской думы Дмитрия Сергина, очередное снижение планки лишает муниципалитеты, в том числе Екатеринбург, возможностей для решения своих проблем. Как полагает Сергин, система распределения трансфертов из областного бюджета по муниципалитетам неэффективна, поскольку областные чиновники оторваны от территорий и их проблем.
«Если бы у нас, как в Новосибирске, оставалось 40% НДФЛ, то мы бы никогда не поднимали вопросов по льготному проезду в общественном транспорте. Город гораздо раньше закрыл бы проблему с детскими садами и начал решать вопрос о строительстве новых школ», — отметил Дмитрий Сергин.
Слова депутата находят подтверждения в суммах, которые идут в качестве бюджетных трансфертов. Так, на ремонт школ Свердловской области из регионального бюджета было выделено 124 млн руб. Из этой суммы 10 млн руб. было направлено Екатеринбургу на подготовку 163 образовательных учреждений к учебному году. Школы небольших свердловских городов получили на ремонт и того меньше, что отразилось впоследствии на качестве их подготовки.
В результате в системе образования Свердловской области сложилась ситуация, когда власти региона за соотношением учеников и школ не следят, а органы местного самоуправления финансово решить эту проблему не могут. Эксперты при этом не исключают, что оторванные от реальности чиновники станут распределять деньги таким образом, что учебные заведения будут появляться на опустошенных территориях. Дети в густонаселенных районах в этой связи окажутся вынуждены учиться в три смены. Подобные перекосы за областными властями наблюдались и ранее.