Депутаты Екатеринбургской городской думы и экономисты раскритиковали намерение министерства финансов Свердловской области сократить отчисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в муниципалитеты на 2%. Эксперты полагают, что подобное решение может оставить Екатеринбург, который сейчас является единственным донором для субъекта Федерации, без «бюджета развития» и в дальнейшем негативно отразится на самой области.
На сегодняшний день город получает из регионального бюджета только 18% НДФЛ, собранного на территории муниципалитета. А с 2016 года, по замыслу главы министерства финансов Свердловской области Галины Кулаченко, эта сумма может стать меньше еще на 2%. При этом по действующему законодательству верхний порог отчислений НДФЛ для муниципалитетов равняется 40%, а нижний — 15%. То есть, Екатеринбургу до планки «ниже некуда» останется всего один шаг.
По словам Галины Кулаченко, позже средства от НДФЛ будут перераспределены между муниципалитетами в ходе межбюджетных трансфертов. «Сегодня поступления НДФЛ идут замедленными темпами, по нашим оценкам, данная замена будет способствовать наибольшей сбалансированности бюджетов муниципалитетов», — пояснила Галина Кулаченко.
Между тем, по данным управления ФНС России по Свердловской области, за 7 месяцев 2015 года по налогу на доходы физических лиц отчисления в областной бюджет составили 30,6 млрд руб. с ростом на 1% к 7 месяцам 2014 года. Данные же за 8 месяцев и вовсе говорят о росте на 1,4% — до 34,8 млрд руб.
Эксперты критически отнеслись к инициативе регионального министерства финансов. В частности, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин считает, что подобными методами власти пытаются решить проблемы, которые возникли из-за не самого грамотного управления Свердловской областью.
«Меня очень удивило в начале этого года признание министра финансов региона Галины Кулаченко о том, что в области остался один муниципальный донор — город Екатеринбург. То есть получается, что сейчас рубим голову курице, которая несет золотые яйца. Более 60% налогов в бюджет Свердловской области дает Екатеринбург. И сейчас он лишается возможности самому развиваться, чтобы поддерживать подобный уровень», — считает Александр Татаркин.
По его словам, к примеру, Новосибирск имеет норматив отчисления НДФЛ из областного бюджета около 40%. В таких городах, как Ростов и Уфа, нормативы меньше, но столь низкий, как сейчас у Екатеринбурга (18%, а обещают сделать 16%), имеет только Омск. Однако, как отмечает Александр Татаркин, этот муниципалитет включен во все региональные программы от ремонта дорог до благоустройства.
С ним согласен депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин, который считает, что если сейчас у Екатеринбурга отберут и эти 2%, то фактически город останется без так называемого «бюджета развития».
«На протяжении последних 20 лет город не позволял себе, несмотря ни на какие трудности, утверждать бюджет без средств на развитие. И принцип тут простой — без развития города налоговая база будет истощаться, и налогов будет собираться все меньше. Как пример: город в свое время вкладывал средства в развитие инфраструктуры в районе Южного автовокзала. Сейчас эта территория бурно застраивается, появляются рабочие места, платятся налоги и в том числе НДФЛ. Если бы у нас, как в Новосибирске, оставалось 40% НДФЛ, то мы бы никогда не поднимали вопросов по льготному проезду в общественном транспорте. Город сам смог бы начать строить вторую ветку метро, не было бы вопросов по реконструкции и строительству дорог, гораздо раньше закрыли бы проблему с детскими садами и начали решать вопрос о строительстве новых школ», — отметил Дмитрий Сергин.
Депутат считает, что вышестоящий бюджет хочет взять себе налоги, которые очень легко собираются, но обещает вернуть средства в виде межбюджетных трансфертов. Однако в данном случае, как полагает Дмитрий Сергин, городские власти лучше знают проблемы муниципалитета и чаянья горожан, поэтому смогли бы эффективней использовать свои деньги, нежели ждать, пока их перечислит регион. Если перечислит вообще.
Александр Татаркин отмечает, что проблема кроется еще и в том, что Екатеринбург в отличие от Свердловской области развивается с 2003 года по программно-проектной модели.
«По такой же модели сейчас развиваются 13 городов-миллионников и 30 городов поменьше. Мы показали позитивный пример для других муниципалитетов. Мы сделали, по сути, столичные города локомотивами для развития регионов, хотя должно быть вообще-то наоборот. И чтобы регион был силен муниципалитетами. При губернаторе Александре Мишарине, вроде бы, было решение принять областной закон о программно-проектном развитии муниципалитетов, но так про него и забыли», — сообщил Александр Татаркин.
Таким образом получается, что, не стараясь создать базу для развития региона в целом, власти Свердловской области будут пытаться в условиях финансово-экономического кризиса затыкать дыры в бюджете, перераспределять средства для дотационных территорий за счет развивающихся муниципалитетов. Вероятнее всего, Екатеринбург не увидит всей суммы от тех 2% НДФЛ, которые у него хотят срезать в 2016 году.