В Свердловской области наблюдается резкое падение рынка автокредитования. Во II квартале 2015 года число выданных займов в регионе сократилось на 35%. В первом полугодии банки выдали населению 5,7 тыс. кредитов на приобретение новых автомобилей. Примечательно, что резкое снижение рынка произошло на фоне действия государственных программ субсидирования процентной ставки и утилизации старых автомобилей. Это обусловлено резким ухудшением экономической ситуации в стране и снижением платежеспособного спроса населения.
В первую очередь падение рынка автокредитования связано с общим снижением продаж на российском автомобильном рынке. В первом полугодии через дилерские центры Екатеринбурга было продано 20 778 новых машин, что на 47% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Реальное падение рынка значительно больше, чем свидетельствуют данные официальной статистики. Дело в том, что автопроизводители сообщают Асоциации европейского бизнеса (АЕБ) сведения только об отгруженных автомобилях. Однако далеко не все они легко продаются. Многие машины на долгие месяцы пополняют склады дилеров», — заявил УрБК руководитель отдела продаж одного из дилерских центров Екатеринбурга.
Помимо падения продаж, серьезное давление на рынок автокредитования оказывает макроэкономическая ситуация. Нестабильность в экономике приводит к удорожанию кредитных ресурсов, банки поднимают кредитные ставки, которые сейчас и так весьма высоки. По данным аналитического агентства «Автостат», их средний размер в августе 2015 года в России составил 17,4%.
«Последние полгода четко показали высокую зависимость авторынка и банковского кредитования, и сейчас автопроизводители и дилеры изучают динамику кредитования не менее заинтересованно, чем их коллеги из банковского сектора», — заявил представитель Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин.
В целях улучшения ситуации на рынке государство с 1 апреля 2015 года запустило программу субсидирования процентных ставок. Она заключается в частичной их компенсации государством. То есть, если ставка кредита составляет 17%, то заемщику выплачивать необходимо лишь 11-12%. Это относительно приемлемые цифры. Однако очевидно, что если бы ключевая ставка ЦБ была бы ниже сегодняшнего уровня (11%), то автокредит стал бы еще более доступным.
«Государство сделало важный шаг в правильном направлении. К примеру, в начале 2015 года банки предлагали кредиты под 24-25%. Это абсолютно неподъемная ставка. Если раньше доля автомобилей, которые куплены в кредит, составляла почти 50%, то после начала кризиса она упала до 8%. После государственного вмешательство ситуация стала постепенно улучшаться», — сообщил аналитик агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
В краткосрочной перспективе программа оказала позитивное влияние на рынок. Если в первом квартале в России было выдано 55 тыс. автокредитов, то во втором — 133 тыс. единиц. Однако эти цифры все равно почти на треть ниже уровня прошлого года.
Причем это произошло даже с учетом другой государственной программы — утилизации. Она была запущена осенью 2014 года. Затем ее реализацию было решено продлить до конца 2015 года. Программа предполагает возможность обмена своей старой машины на денежный сертификат номиналом 50 тыс. руб. Его можно будет использовать для приобретения нового авто, сборка которого осуществляется на территории нашей страны.
Эксперты выделяют несколько причин тяжелой ситуации на рынке. С одной стороны, из-за кризиса в стране произошло резкое снижение доходов населения. Следовательно, люди стали менее охотно брать автокредиты. С другой стороны, скачок курса евро и доллара привел к удорожанию автомобилей в среднем на 25-30%. Вместе с этим увеличивается стоимость кредитов. То есть, платежеспособность населения падает, а цены растут.
Еще одним негативным фактором является рост просроченной задолженности в Екатеринбурге по автокредитам. С начала 2015 года она выросла с 3,4 до 4,8%. В этой связи многие банки ужесточают требования к будущим заемщикам, что также влияет на объемы выдачи кредитов.
Таким образом, ситуация на рынке автокредитования Свердловской области остается крайне сложной. Многие эксперты говорили, что действие двух государственных программ поможет рынку восстановиться после серьезного падения (в I квартале оно составило около 75% по сравнению аналогичным периодом 2014-го). Несмотря на ограниченный позитивный эффект, этого не произошло. Для того, чтобы ситуация коренным образом изменилась, необходимо восстановление докризисного спроса на автомобили. Очевидно, что в краткосрочной перспективе этого не произойдет.