На Среднем Урале происходит очередной переход полномочий от муниципалитетов к области. До конца 2015 года в Свердловской области появится региональный оператор твердых бытовых отходов (ТБО), который возглавит представитель местного правительства. Пока вопросы утилизации мусора города решают самостоятельно. Однако в ближайшее время по факту будет продублирована схема Фонда содействия капремонту — единого оператора программы капремонтов многоквартирников, который был создан на базе региональных властей и доказал свою неэффективность в Свердловской области.
Согласно федеральному законодательству, с 2016 года управление ТБО, включая аккумулирование платежей населения, будет передано под контроль властям Свердловской области. В партнерстве с выбранной частной компанией они должны будут создать регионального оператора. О намерениях участвовать в финансово привлекательном проекте официально заявили «дочка» «Ростеха» «Национальный экологический оператор» и подконтрольное «Газпрому» ЗАО «Управление отходами».
В начале сентября стало известно, что между правительством Свердловской области и госкорпорацией «Ростехнологии» было заключено соглашение по созданию совместного предприятия по обращению с твердыми коммунальными отходами — ООО «РТ НЭО — Екатеринбург». 25% его акций будут принадлежать Свердловской области, остальные — предприятию «Ростех». Возглавить так называемое «мусорное правительство» может заместитель министра ЖКХ Геннадий Зверев. В рамках соглашения компания должна привлечь средства к созданию новой материально-технической базы по сбору и утилизации, а также сортировке твердых бытовых отходов.
Новая структура будет отбирать подрядчиков, работающих с отходами как в целом, так и по каждому технологическому этапу. Она же станет аккумулировать платежи жителей и организаций. В ведение оператора передадут проекты модернизации существующих и строительства новых межмуниципальных полигонов ТБО за счет инвесторов и координацию их исполнения привлеченными инвесторами, среди которых также ожидаются НЭО и «Управление отходами». Конкурсы по отбору инвесторов планируется провести в течение 2016 года. Подробная информация о лотах, которые будут выставлены на аукционы, пока отсутствует.
«Новая организация будет координировать работу всех игроков в этом поле. Потому что есть управляющие компании, которые собирают ТБО, есть перевозчики, есть владельцы полигонов и так далее. Так вот, региональный оператор должен будет иметь договоры со всеми так называемыми образователями отходов. И, видимо, плата ему будет идти напрямую, а он уже будет платить перевозчикам, полигонам и так далее. То есть, по сути, будет выстроена система и контроль, чтобы эти отходы попадали именно на полигон», — заявил председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов.
Областные же власти рассчитывают, что в течение нескольких лет на Среднем Урале появится как минимум 6 межмуниципальных комплексов. Строительство должно развернуться на территории центрального промышленного узла (Екатеринбург, Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль, Первоуральск, Ревда, Карпинск, Краснотурьинск, Серов и Североуральск). Также комплексы должны будут обслуживать каменск-уральский промышленный узел (Каменск-Уральский и Каменский округ), асбестовско-малышевский узел (Сухой Лог, Богданович, пос. Рефтинский и Белоярский) и красноуфимскую промышленно-рекреационную зону (Красноуфимск и Красноуфимский округ), северный узел (Карпинск, Краснотурьинск, Серов и Североуральск) и горнозаводской узел (Нижний Тагил, Горноуральский, Верхняя Салда и Кушва).
Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих планов. Новая схема как две капли воды похожа на ту, которая функционирует в сфере капремонтов. Здесь также на базе региональных властей был создан фонд ЖКХ, к работе которого есть масса претензий: в частности, ряд мэров публично высказали комплекс небезосновательных претензий к работе Фонда, указав на несогласованность его с администрациями в подаче конкурсной документации на проведение капремонтов. Также имеет место непрозрачность критериев подведения итогов конкурсов, неспособность Фонда наладить эффективную систему сбора платежей (собираемость составляет порядка 76%).
Кроме того, как показывает практика, передача полномочий от городских властей региональным является неэффективным шагом, который приводит к снижению качества управления. Можно привести в пример закон о неразграниченных землях, когда областные чиновники оказались менее продуктивными, чем муниципальные. В сфере переработки ТБО сосредоточены достаточно серьезные финансовые ресурсы. Ежегодно область производит по 2 млн тонн отходов, из них 500 тыс. тонн приходятся на Екатеринбург. Поэтому низкая эффективность чревата большими финансовыми потерями как для региона, так и для муниципалитетов.