В первом полугодии 2015 года продажи зарубежной недвижимости в России упали на четверть. По данным аналитической компании Knight Frank, в первом полугодии было заключено на 25% меньше сделок, чем за аналогичный период прошлого года. Схожие цифры падения динамики продаж наблюдаются в Екатеринбурге. Наиболее сильно «просели» продажи в бюджетном сегменте (в Болгарии, Турции и Черногории). В относительно дорогих странах (Испании, Италии) ситуация заметно лучше.
По словам директора екатеринбургской риэлторской компании BeHome Павла Фомина, спрос на зарубежную недвижимость в 2015 году заметно снизился.
«Люди стали намного реже интересоваться этим рынком. Стало поступать меньше звонков. Посещаемость сайтов, которые предлагают приобрести зарубежную недвижимость, упала приблизительно в 2,5 раза», — заявил Павел Фомин.
По его словам, в Екатеринбурге сейчас практически остановились продажи бюджетных квартир за границей.
«В первую очередь речь идет о Болгарии и Турции. Тот контингент, который ранее там покупал недвижимость, сейчас имеет дефицит денежных средств. Поэтому спрос на эти направления полностью пропал. Другая часть покупателей, которая приобретала объекты в более дорогом сегменте, к примеру, в Испании, наоборот, практически не пострадала от кризиса. Здесь ситуация заметно лучше», — заявил Павел Фомин.
Риэлтор агентства «Маркет-Дом» Вадим Смирнов подтвердил, что в первом полугодии в Екатеринбурге больше всего упал спрос на недвижимость в Прибалтике, Болгарии, Греции и Черногории.
«На каждом рынке ситуация разная. В Эстонии и Латвии перестали покупать из-за ухудшения политических отношений России с этими странами. В Греции спад обусловлен высокими рисками выхода из еврозоны. Снижение числа сделок по Болгарии и Черногории связано со снижением платежеспособности населения», — заявил Вадим Смирнов.
Падение спроса на бюджетные направления характерно не только для рынка Екатеринбурга, но и для всех крупных городов России. По данным международного брокера зарубежной недвижимости Tranio, по итогам первого полугодия 2015 года в пятерку самых популярных стран у российских покупателей квартир за рубежом вошли Испания — около 24% заявок, Италия — 9%, Германия — 7%, Турция и Болгария, вместе собравшие еще около 12% заявок.
Одним из трендов сезона стал рост числа сделок по продаже зарубежной недвижимости.
«Продавцов квартир за границей в Екатеринбурге достаточно много, а вот покупателей практически нет. Наоборот, из-за резкого роста курса валют многие клиенты решили реализовать свое имущество за границей: в частности, недавно у нас была сделка по Турции. Люди хотят выйти из этих активов по хорошему курсу. Кроме того, содержание жилья по нынешним меркам из-за валютных колебаний стало достаточно высоким», — сообщил УрБК управляющий директор «Бюро недвижимости Зыряновой» Алексей Шаклеин.
Ведущий специалист по недвижимости ГК «Новосел» Ольга Мельникова также сообщила, что спрос на продажу зарубежной недвижимости в Екатеринбурге выше, чем на покупку.
«Клиенты обращаются с просьбой продать квартиру в Болгарии, Кипре. Значительно реже интересуются покупкой: в частности, в Чехии, Греции, в том же Кипре. В целом сделок сравнительно немного. Поскольку даже рынок жилой недвижимости Екатеринбурга замер, то о спросе на зарубежную вообще не приходится говорить», — заявила Ольга Мельникова.
Основной причиной падения объема продаж является нестабильная экономическая ситуация, которая привела к снижению платежеспособности населения.
«Количество сделок существенно снизилось, поскольку покупателям требуется значительно больше времени для принятия решения. Нестабильная ситуация стимулирует инвесторов рассматривать разные возможности для сохранения и приумножения капитала, но с момента обращения до принятия решения может пройти от одного до шести месяцев. Раньше, в докризисное время, клиент мог принять решение за неделю», — считает руководитель отдела зарубежной недвижимости Knight Frank Марина Кузьмина.
Таким образом, на рынке зарубежной недвижимости Екатеринбурга две основные тенденции. Во-первых, значительно снизилось общее число сделок о покупке жилья. Население стало реже интересоваться объектами. Во-вторых, произошло изменение в структуре продаж: упала доля бюджетных стран и увеличилась доля дорогих.