Статьи
14.07.2015

Передали полномочия

Передали полномочия Вчера, 13 июля, президент РФ подписал документ, который дает возможность региональным властям самостоятельно устанавливать специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, данный документ является важным шагом к уменьшению давления на предпринимательство, однако для того, чтобы предотвратить дальнейшее развитие «серого» бизнеса, в стране нужны более серьезные изменения.

После начала финансового кризиса первые попытки ослабить давление на бизнес начали предприниматься еще в прошлом году — снизилось количество инспекций, был введен мораторий на повышение уровня налогов. По словам специалистов, еще одним способом ослабления прессинга стал новый закон, который дает региональным властям право устанавливать уровень налогообложения для местного бизнеса.

Документ предоставляет региональным властям право устанавливать виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться налоговый спецрежим, ставки и льготы, а также ограничения на переход к такому режиму и его применение.

Так, регионы получают возможность устанавливать налоговые ставки в пределах от 1 до 6% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в зависимости от категории плательщиков и видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

Помимо этого, для тех, кто впервые зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и осуществляет деятельность в сфере оказания бытовых услуг населению, также применяет упрощенную или патентную систему налогообложения, региональные власти будут вправе устанавливать нулевую ставку налога.

Согласно документу, новые изменения в Налоговом кодексе РФ расширяют с 47 до 63 число видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения. Среди них — производство молочной продукции, товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство, уход за престарелыми и инвалидами, ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования, выращивание рассады овощных культур и семян трав.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на территории России зарегистрировано более 2 млн компаний малого и среднего бизнеса. В Свердловской области это число превышает 82 тыс., а оборот только малых предприятий по итогам 2014 года составил более 970 млн руб. Несмотря на это, их доходы не являются существенным источником пополнения бюджета, именно поэтому сегодня местные органы власти начинают проявлять больший интерес к развитию малого и среднего бизнеса, для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Согласно мнению экспертов, получив полномочия по установлению специальных налоговых режимов, власти смогут не только снизить давление на бизнес, но и стимулировать его развитие и рост.

По словам президента Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолия Филиппенкова, данный закон очень своевременен, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране.

«Регионам необходимо дать больше свободы, потому что они лучше знают свои особенности. Сегодня Свердловская область является самым промышленным регионом страны, при этом министерство промышленности по численности — одно из самых маленьких. Нужно понимать, что местные власти лучше видят, куда нужно направлять средства для поддержки, в каком направлении использовать приоритет финансирования в связи со спецификой области», — пояснил Анатолий Филиппенков.

Подобного мнения придерживается и президент Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок, который считает, что малый бизнес — это та сфера деятельности, которая ориентирована в первую очередь на насыщение товарами и услугами местных рынков, поэтому логично, что местные власти должны иметь возможность регулировать их деятельность. К тому же именно местная власть может стимулировать те отрасли малого и среднего бизнеса, в которых заинтересован регион.

Стоит отметить, что обсуждение вопроса о децентрализации управления экономикой регионов ведется уже давно. Многие профессиональные сообщества бизнеса высказывались о том, что необходимо предоставить больше полномочий местным властям и позволить регионам самим «делать экономическую политику».

По словам участников рынка, предпринимателям легче договориться с регионом, чем через Госдуму, которая работает очень медленно, и к тому же все законы через нее идут с поправками.

Помощь нуждающимся

Насколько действенными станут нововведения в Налоговый кодекс страны, станет понятно спустя лишь определенное время, однако уже сейчас у некоторых экспертов возникает вопрос, станут ли региональные власти прислушиваться к мнению профессиональных сообществ малого и среднего бизнеса, ведь именно они, как никто другой, понимают, каким сферам сейчас необходима поддержки.

По мнению Анатолия Филиппенкова, учитывая опыт прошлых лет, нет сомнений в том, что в новых обстоятельствах именно мнение профсообществ бизнеса будет учитываться в первую очередь при принятии решения о снижении налогов для предприятий региона.

«Местные власти видели, что когда на федеральном уровне была повышена нагрузка на бизнес, более 15% предприятий ушли «в тень». В результате этого бюджет области понес значительные потери, помимо этого, увеличилась криминальная и коррупционная составляющая, вырос объем фальсификата на рынке. Поэтому нет сомнений в том, что власти будут охотно идти на контакт с профессиональными сообществами для того, чтобы ослабить прессинг на бизнес», — пояснил А. Филиппенков.

По мнению специалистов, на сегодняшний день больше всего в подобных налоговых послаблениях нуждаются промышленно технологические, инновационные и сельскохозяйственные предприятия Свердловской области.

«Помимо этого, отдельного внимания требуют закредитованные предприятия, компании, работающие в сфере услуг, в частности, в торговле и строительстве», — считает Владимир Лобок.

Насколько это поможет?

По прогнозам специалистов, это нововведение имеет все шансы основательно закрепиться в системе.

«Сейчас идет падение экономики, кризис, что, в свою очередь, стимулирует появление новых идей и перестройку всей системы. Эти процессы идут намного быстрей, все решения принимаются оперативнее», — говорит А. Филиппенков.

По его мнению, на сегодняшний день есть острая необходимость принятия быстрых решительных мер, так как всем сферам государственного финансирования не хватит, а этот закон дает региональным властям возможность выбрать те направления, которые нуждаются в поддержке в первую очередь и которые способны повысить эффективность уральского региона.

Между тем, считает Владимир Лобок, не стоит забывать о том, что говоря об общей налоговой нагрузке, нужно учитывать два понятия — страховые взносы и налоговые отчисления.

«На сегодняшний день налоги в стране не очень высокие, в то время как страховые взносы, такие как отчисления в Пенсионный фонд или в Фонд социального страхования, сильно завышены. Именно этот аспект сейчас не находится в компетенции региональных властей», — поясняет В. Лобок.

По его словам, сегодня малый бизнес массово уходит «в тень», в результате появляются «серые» зарплаты, «серые» схемы деятельности. Кроме того, с конца прошлого года резко поменялись условия деятельности, в частности, из-за того, что пришлось отказаться от импортосоставляющей части. Поэтому, по мнению экспертов, сегодня вести легитимный бизнес для предпринимателей очень тяжело.

Именно поэтому в нынешней ситуации необходимы стимулирующие действия государства, которые бы заинтересовали предпринимателей в ведении «белого» бизнеса. Передача региональным и муниципальным властям возможности устанавливать специальные налоговые режимы, ставки и льготы для малого и среднего бизнеса, по мнению экспертов, является правильным шагом, который поможет простимулировать развитие «белой» экономики.

Другой вопрос — как на это отреагируют власти Свердловской области. Еще не забылся скандал, связанный с тем, как правительство региона с подачи министерства по управлению государственным имуществом утвердило список торговых и деловых центров в Екатеринбурге, в отношении которых налоговая база по налогу по имуществу организаций определяется как кадастровая стоимость. В этот документ попали как крупные, так и небольшие объекты, площадь которых превышает 5 тыс. кв. м. Наряду с этим в городе насчитывается как минимум 30 таких же торговых и офисных объектов, для которых схема налогообложения осталась прежней.

Поэтому не исключено, что инициатива облегчить в кризисное время жизнь бизнеса вновь останется на только бумаге.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
14.07.2015 Подписан закон о налоговом спецрежиме для регионального бизнеса

УрБК, Москва, 14.07.2015. Президент РФ подписал закон об установлении на региональном и муниципальном уровне ...

24.03.2015 В Госдуму внесен законопроект о специальных налоговых режимах для предпринимателей

УрБК, Москва, 24.03.2015. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, позволяющий представительным органам регионов ...

01.02.2011 Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков: Процесс ухода малого бизнеса в тень начался

УрБК, Екатеринбург, 01.02.2011. Тенденция к сокращению налоговых сборов, аналогичная зафиксированной в ...

19.06.2009 Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков: Четкой программы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса сегодня нет

УрБК, Екатеринбург, 19.06.2009. «Если говорить о малом бизнесе сегодня, то «мертвы» процентов десять предприятий, ...

27.05.2009 Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков: К концу года 15% представителей малого бизнеса откажутся от аренды офисов и будут работать на дому

УрБК, Екатеринбург, 27.05.2009. «Власти сейчас арендные ставки на недвижимость держат выше, чем собственники ...