Статьи
07.07.2015

Не взлетел

Не взлетел Десять лет назад екатеринбургский аэропорт Кольцово вошел в перечень 10 крупнейших транспортно-логистических центров России, утвержденный правительством страны. Предполагалось, что при поддержке государства и за счет частных инвестиций он должен превратиться в международный хаб, воздушный мост между Европой и Азией. Несмотря на то, что в реконструкцию авиаузла было вложено солидное количество средств, за прошедшие годы поставленная задача решена не была. Кольцово признан лучшим региональным аэропортом России, но международным хабом так и не стал. И, как считают аналитики, вряд ли станет — время и возможности уже упущены.

О том, что на базе существующего в Екатеринбурге международного аэропорта будет создан международный хаб, еще в 2004 году заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Спустя полгода министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что Кольцово попало в список утвержденной сети аэропортов, на базе которых будут транспортно-логистические узлы. Генеральным инвестором стал один из акционеров аэропорта — компания «Ренова». Сам проект был оформлен в виде частно-государственного партнерства.

По программе развития аэропорта планировалось расширение маршрутной сети всех видов транспорта в регионе, координация их деятельности и обеспечение стыковок при осуществлении смешанных перевозок. Кроме того, предполагалось развитие аэропортового комплекса, авиаперевозок и железнодорожного сообщения в регионе с учетом организации хаба, а также системы автотранспортных перевозок и инфраструктуры пассажирских и грузовых перевозок.

Региональный лидер

С того момента в аэропорту была построена новая взлетно-посадочная полоса, новый терминал, который увеличил общую площадь аэровокзального комплекса до 90 тыс. кв. м. и новый грузовой комплекс площадью 19 тыс. 185 кв. м., проведена реконструкция аэровокзала, создан новый логистический и почтовый терминалы.

В результате Кольцово неоднократно был признан лучшим региональным аэропортом России. В 2013 году пассажиропоток авиаузла на внутрироссийских линиях составил 2 млн 180 тыс. 227 пассажиров, и в 2014 году, по признанию начальника Кольцовской таможни Сергея Абросимова, не изменился. На международных направлениях пассажиропоток составил 2 млн 112 тыс. 775 человек. В текущем году аэропорт, по всей видимости, продемонстрирует схожие цифры: рост внутренних рейсов будет компенсирован некоторым падением международных.

Казалось бы, подобные цифры можно рассматривать как несомненный успех менеджмента аэропорта. Сегодня Кольцово в целом удовлетворяет потребности жителей Екатеринбурга, обеспечивая связь города с Россией и внешним миром. В лидерах по количеству рейсов остается Москва, а вслед за ней — Сочи, Краснодар, Санкт-Петербург. На международных направлениях лидируют крупные транспортные узлы, такие как аэропорты Дубаи, Стамбула, Хельсинки, Мюнхена, Праги, а также «курортные» направления — Египет, Турция, Греция, Болгария и Кипр.

В то же время все эксперты сходятся в том, что амбициозная задача превратить Кольцово в хаб пока далека от своей реализации. Он по-прежнему остается региональным транспортным узлом, обеспечивающим потребности жителей Екатеринбурга и гостей города.

Но не хаб

В то же время концепция хаба или крупного транспортного узла подразумевает куда больший размах. Настоящий хаб это, во-первых, узловой центр притяжения для широкого спектра малых региональных аэродромов. Он обеспечивает жителям «аэропереферии» возможность быстро добраться до «центрального перевалочного пункта», а потом вылететь из него в любую точки мира.

Концепция, при которой Кольцово мог бы стать центром пересадки для нескольких десятков окрестных городов, от Перми и Челябинска до Тюмени, Кургана и всего западносибирского пространства, не раз обсуждалась на различных уровнях. Но дальше обсуждения концепция массовых региональных перевозок так и не зашла. В результате жители всех перечисленных городов в качестве хаба используют не Екатеринбург, а Москву, даже если при перелете им приходится делать значительный крюк (как, например, в случае полета из Новосибирска в Тюмень).

Еще в 2010 году генеральный директор аэропорта Евгений Чудиновский отмечал, что для создания полноценного хаба в Кольцово нужно решить проблему с региональными перевозками на расстояния до 1 тыс. км при загрузке от 20 до 50 чел. Для этого Михаилом Максимовым в бытность его директором аэропорта даже была создана авиакомпания «Авиапрад». Но проект «не взлетел», авиакомпания оказалась убыточной и обанкротилась.

«До тех пор пока губернаторы большого «уральского куста», а именно Тюменской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Омской областей и республики Башкортостан, не договорятся о едином понимании развития Кольцово как внутрироссийского и международного хаба, то его реализация затянется на очень долгий срок. То есть все эти регионы должны работать на Кольцово в плане консолидации потоков. Потому что порой перелет, к примеру, Тюмень — Екатеринбург — Москва может быть дешевле, нежели перелет напрямую Тюмень — Москва», — считает эксперт по логистике Александр Трахтенберг.

Впрочем, наблюдатели отмечают, что дело тут не столько в отсутствии политической воли у губернаторов, сколько в элементарном удобстве путешествия для пассажиров. Прилетая из Тюмени или Челябинска в Москву, Стамбул, Дубай или другой международный хаб, они точно знают, что смогут улететь оттуда в любом направлении за счет стыковочных рейсов.

Екатеринбургский аэропорт такой гарантии дать не может. Более того, сам он необходим только для того, чтобы стать дополнительным «плечом» на пути в один из таких хабов.

Причины этого очевидны: за 10 лет своего существования аэропорт Кольцово не смог привлечь значительного числа мировых перевозчиков, которые бы обеспечили необходимое число транзитных и стыковых рейсов. Несмотря на разговоры о том, что Екатеринбург может стать уникальной перевалочной базой между Европой и Дальним Востоком, более удобной, чем Дубай или Стамбул, количество авиакомпаний, летающих через Кольцово, остается весьма небольшим и, более того, имеет тенденцию к сокращению. Из аэропорта сегодня летает всего 38 авиакомпаний, на 10 меньше, чем всего несколько лет назад. Из последних потерь Кольцово можно отметить Lufthansa, Air China и венгерский «Малев». Количество международных рейсов ограничено 46-ю.

В результате Кольцово оказался в замкнутом круге: для того, чтобы стать интересным для международных перевозчиков, нужны существенные пассажиропотоки, для того, чтобы организовать такие потоки — нужны интересные перевозчики. Конечно, выход из этого круга есть, и его прекрасно знают «новые» международные хабы, такие как уже упоминавшиеся Дубай или Хельсинки, относительно недавно ставшие транспортными узлами мирового уровня. Для этого необходимо предоставить авиаперевозчикам уникальные условия по организации полетов, быстрый сервис и низкую плату за услуги. Но по вполне прозаическим экономическим причинам Кольцово на это не идет.

Перспективы

Ситуация осложняется еще и тем, что власти Свердловской области фактически теряют контроль над аэропортом, равно как и возможность влиять на его будущее. На сегодняшний день региону принадлежит пакт в 17,28%, хотя еще недавно он составлял 34,56%. Однако в начале года правительство области выставило на продажу пакет в размере 17,5%, который перешел во владение УК «Аэропорты Регионов» (входит в ГК «Ренова») по начальной цене — 1 млрд 259 млн руб.

Впоследствии была объявлена допэмиссия акций Кольцово, которые приобрело ОАО «Аэропорты Регионов» за 6 млрд 071 млн 600 тыс. руб. Тем не менее Уральское главное управление Центробанка отказало в государственной регистрации дополнительного выпуска акций авиаузла, но аналитики считают, что она все равно будет одобрена, а значит пакет миноритарного акционера в лице правительства Свердловской области будет размыт.

Таким образом, проект реализации хаба на базе аэропорта Кольцово, который изначально позиционировался как удачный пример частно-государственного партнерства, перестает таким быть. Будет ли мажоритарный акционер авиаузла и дальше его воплощать в жизнь в условиях кризиса или сделает упор на развитие других своих активов, вопрос открытый. Пока наиболее вероятным представляется, что Кольцово остается хоть и лучшим, но региональным аэропортом.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
27.01.2015 Одобрена сделка по приобретению «Аэропортами Регионов» дополнительных акций аэропорта Кольцово

УрБК, Екатеринбург, 27.01.2015. На собрании акционеров ОАО «Аэропорт Кольцово» одобрена сделка по приобретению ОАО ...

14.08.2014 Количество пассажиров аэропорта Кольцово с начала года выросло на 8,7%

УрБК, Екатеринбург, 14.08.2014. По результатам семи месяцев 2014 года международный аэропорт Кольцово (входит в холдинг ...

10.09.2013 В августе 2013 года пассажиропоток аэропорта Кольцово вырос на 18%

УрБК, Екатеринбург, 10.09.2013. В августе 2013 года в аэропорту Кольцово по программе субсидирования региональных ...

09.07.2013 Аэропорт Кольцово за полгода увеличил пассажиропоток на 10%

УрБК, Екатеринбург, 09.07.2013. За шесть месяцев 2013 года пассажиропоток екатеринбургского аэропорта Кольцово составил ...

13.03.2012 Плохие метеоусловия вновь парализовали работу аэропорта Кольцово

УрБК, Екатеринбург, 13.03.2012. Прибытие 11 рейсов в аэропорт Кольцово во вторник задерживается из-за тумана на ...