В 2013 году, спустя год после вступления в должность губернатора Свердловской области, Евгений Куйвашев с трибуны Законодательного собрания региона заявил, что уделяет серьезное внимание развитию Екатеринбурга. Причем тогда он назвал город не только точкой роста для Среднего Урала, но и всей страны. Прошло два года, однако региональные власти не смогли реализовать на территории муниципалитета не только ни одного из обещанных проектов, но также урезали финансирование развития городской инфраструктуры. И в конце концов обвинили муниципальные власти в плохой работе по формированию инвестиционной привлекательности Екатеринбурга.
С назначением Евгения Куйвашева на пост губернатора Свердловской области многие наблюдатели связывали особые надежды с тем, что региональные власти будут больше уделять внимания муниципалитетам. Тогда хотелось верить, что бывший полпред президента РФ в УрФО, имевший опыт работы главой администрации Тобольска и Тюмени, найдет взаимопонимание с городскими властями и Екатеринбурга. Однако итоги трехлетней работы главы Среднего Урала, который начал с щедрых обещаний, говорят об обратном — в столице Свердловской области не было реализовано ни одного знакового проекта.
«Столица» на бумагеОдним из самых первых шагов, который сделал Евгений Куйвашев после вступления в должность, стало обещание вложить в развитие Екатеринбурга в ближайшие пять лет порядка 20 млрд руб. Для этого была анонсирована программа «Столица». В итоге спустя три года об этой программе региональные власти уже не вспоминают, так как она, по сути, была лишь предвыборной платформой для регионального вице-губернатора Якова Силина на выборах главы Екатеринбурга. Когда же ставленник Евгения Куйвашева на выборах проиграл, то и разговоры о программе «Столица», которую, к слову, никто в глаза не видел и на законодательном уровне никто не принимал, сразу сошли на «нет».
Сейчас по этой «программе» средства выделяются только на те дорожные объекты города, которые находятся в ведении региональных властей. Таким образом, если сейчас спросить у руководства Свердловской области о ее реализации, то они могут спокойно ответить на этот вопрос утвердительно. А что касается 20 млрд руб. для Екатеринбурга, то, как говорится, «Обещать — еще не значит жениться».
Город без дорогТо, что в Екатеринбурге самое интенсивное дорожное движение в Свердловской области, факт очевидный. Однако самостоятельно муниципалитет справиться с ремонтом улично-дорожной сети не может, так как, по подсчетам специалистов, на это ежегодно требуется порядка 2 млрд руб. Однако софинансирование из регионального бюджета решения этой, одной из самых насущных проблем, при губернаторе Свердловской области Евгении Куйвашеве само стало походить на езду по ухабам. Медленно и печально.
Так, в 2014 году регион выделил на ремонт дорог в Екатеринбурге 700 млн руб., а в 2015 году эта сумма сократилась до 530 млн руб. Кроме того, муниципалитет не получит средств и из федеральной субсидии в 2 млрд, которую в Свердловскую область направила Москва.
Но такое мизерное финансирование ремонта дорог в «точке роста» Свердловской области — это еще полбеды. Само их выделение проводится с таким опозданием, что ремонтировать улично-дорожную сеть приходится буквально в авральном режиме. Ведь для проведения всех мероприятий необходимо провести торги среди подрядных организаций, к чему обязывает законодательство. А делать это не имея гарантий, что средства будут выделены, себе дороже. В результате вся процедура затягивается, и ремонт дорог в городе порой начинается уже осенью.
Отдельно стоит сказать о финансировании строительства дорог к Чемпионату мира по футболу, матчи которого будет принимать Екатеринбург. Фактически регион выделил средства только на возведение четырехполосного проспекта Ленина до улицы Татищева. Соседние же улицы, которые были запланированы в 2015 году для ремонта администрацией города, по факту остались без денег, и к 2018 году их уже не просто нужно будет обновлять, а ремонтировать капитально, что гораздо дороже.
На фоне того, что Казани и Нижнему Новгороду на эти же нужды были выделены 1 млрд руб. и 1,4 млрд руб. соответственно, говорить о том, что губернатор уделяет серьезное внимание развитию Екатеринбурга уже не приходится.
Дорогие льготникиГубернаторы меняются, а Екатеринбург и его жители остаются. В данном случае до сих пор непонятно, является ли нынешний глава Свердловской области правопреемником тех решений, которые были приняты его предшественниками.
Речь идет о договоренности между муниципалитетом и региональными властями, которая была заключена в 2009 году по поводу компенсации транспортным предприятиям города средств на провоз льготных категорий граждан. Согласно ей, льготники по-прежнему ездят без ограничений, а затраты на их обслуживание компенсируют на треть из бюджета Екатеринбурга и на две трети — из региональной казны.
Расходы города по данной статье составляли около 400 млн руб. ежегодно. В то же время за последние годы в регионе сменилась власть, и вопрос о компенсациях был пересмотрен. И в течение последних лет от областных властей не поступали средства на компенсацию проезда пассажиров-льготников. В результате чего у транспортных предприятий Екатеринбурга образовалась в 2014 году задолженность в размере 1,5 млрд руб.
В прошлом году эту проблему удалось после долгих переговоров точечно решить за счет того, что городские власти сняли часть денег с реконструкции Театра юного зрителя, а областное правительство впоследствии их компенсировало.
Однако в этом году ситуация может повториться, так как ни федеральные, ни региональные власти в 2015 году не выделили этих средств. По словам главы департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрея Корюкова, муниципалитет в текущем году заложил на эти цели 1 млрд 269 млн руб. По итогам I квартала исполнение этой части расходов составляет 1/4 от общей суммы.
В бюджете Екатеринбурга дополнительных средств нет. Есть ли они в казне Свердловской области — неизвестно. Конечно, оперировать тем, что «пацан сказал — пацан сделал» во властных структурах, вроде как, давно уже не принято. Однако ситуация, к примеру, в Каменске-Уральском, где троллейбусное сообщение было прекращено, несмотря на то, что губернатор Евгений Куйвашев обещал этого не допустить, показательна.
А вот если в Екатеринбурге из-за долгов начнут банкротить муниципальные транспортные предприятия, которые перевозят львиную долю пассажиров, то в данном случае уже придется отвечать не только перед жителями города, но и на федеральном уровне.
Самая дорогая парковка городаНедостроенная телебашня является одним из узнаваемых символов Екатеринбурга. Сооружение высотой более 200 метров расположено в центральной части города. Но, увы, со времен развала СССР оно медленно, но верно ветшает.
К идее возрождения этого долгостроя возвращались не раз, но уже с другим функционалом: для нужд современного телевидения такая башня оказалась уже не нужна. Не остался в стороне и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который в заслугу себе поставил тот факт, что договорился с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым о передаче объекта из федеральной в областную собственность. Однако, как выяснилось уже позже, не безвозмездно. За неиспользуемую бетонную конструкцию из регионального бюджета было заплачено 500 млн руб.
Практически сразу после этого областные власти объявили конкурс проектов реконструкции недостроенной телебашни. Победителем была признана компания «НАИ БЕКАР Урал». Согласно этому архитектурному решению, вверху на башне планировалось устроить ЗАГС и смотровую площадку, а в нижней части — гостиницы, магазины и развлекательные центры. Стоимость завершения проекта оценивалась в 10 млрд руб.
Однако стройка так и не началась. Более того, сами разговоры о возможности ее завершения постепенно прекратились, так как региональное правительство и губернатор так и не смогли найти инвесторов. Даже на реконструкцию и консервацию объекта из областного бюджета деньги в размере 150 млн руб. выделять передумали. В итоге башня стоит нетронутой, как и раньше, а рядом с ней располагается самая дорогая автостоянка в Екатеринбурге, обошедшаяся областной казне в полмиллиарда рублей.
Квартальные без полномочийПожалуй, единственный проект Евгений Куйвашева, который удалось реализовать в Екатеринбурге — это введение института квартальных инспекторов. Однако и с ним вышла, мягко говоря, неувязочка.
Еще будучи полпредом президента РФ в УрФО, Евгений Куйвашев предложил администрации Екатеринбурга перенять опыт Тюмени для решения проблем чистоты в городе. Идея состояла в том, чтобы специалисты следили за порядком на закрепленной за ними территории и наказывали виновных, нарушающих порядок благоустройства и содержания различных элементов городского хозяйства.
Муниципальные власти в короткие сроки создали МКУ «Служба заказчика» и приступили к работе. По данным горадминистрации, только в 2014 году квартальные инспекторы выявили в Екатеринбурге 5 тыс. 680 нарушений, что почти в два раза выше аналогичного значения 2013 года. А общая сумма наложенных штрафов составила несколько десятков миллионов рублей, которые в итоге должны поступить в городской бюджет.
Тем не менее в итоге тюменская инициатива оказалась профанацией. Квартальные инспекторы Екатеринбурга работают на основании статьи 1.3.1 КоАП РФ, когда субъект Федерации может наделить органы местного самоуправления отдельными своими полномочиями, в том числе по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Однако в итоге власти Свердловской области в 2015 году, когда автор идеи введения этого института в Екатеринбурге уже три года как занимает пост губернатора, отказались вносить поправки в региональное законодательство, наделяющие квартальных Екатеринбурга необходимыми для работы полномочиями.
Как расценивать подобный демарш со стороны региональных чиновников, совершено непонятно. Складывается ощущение, что они вместе с губернатором живут не в Екатеринбурге, а в каком-то другом городе.
НДФЛ преткновенияНа самом деле львиную долю проблем Екатеринбурга, как считают наблюдатели, администрация города могла бы решить и без участия губернатора и правительства Свердловской области.
Полуторамиллионная столица Среднего Урала собирает солидную сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которую перечисляют не в бюджет города, а в казну Свердловской области. После этого Екатеринбургу от этой общей суммы, как, впрочем, и всем остальным муниципалитетам, остается только 18%.
А ведь еще в 2000 году этот показатель, который устанавливают региональные власти, составлял 60%. Сейчас же по закону он не может превышать 40%, но при этом, по подсчетам специалистов администрации города, каждый процент «екатеринбургского» НДФЛ составляет порядка 400 млн руб. доходов.
То есть если бы в распоряжении Екатеринбурга оставалось хотя бы 35%, то это были бы как раз те самые 7 млрд руб., которые город мог бы пустить на развитие и капитальные вложения.
Для того чтобы это сделать, нужна политическая воля главы Свердловской области, однако на такой шаг он не пойдет. Регион находится в бедственном положении — бюджет принят с дефицитом, собственные доходы сокращаются, число безработных превышает количество вакансий, а госдолг с момента, когда Евгений Куйвашев возглавил регион, вырос почти в два раза — с 21,3 млрд руб. до 40 млрд руб.
Однако вместо того чтобы дать Екатеринбургу развиваться самостоятельно, региональные власти продолжают использовать город как дойную корову, наполняя за его счет бюджет на 60-70%.
Но ладно бы дело ограничивалось только этим. С 2012 года «серьезное внимание» губернатора к развитию Екатеринбурга сменило вектор с конструктивного диалога на голословные обвинения в том, что в муниципалитете, оказывается, плохой инвестиционный климат, и в этом отношении он проигрывает даже не городам-миллионникам, а Ирбиту.