Рынок страхования автогражданской ответственности замер в ожидании коллапса: Банк России ограничил действие лицензии на осуществление страхования по ОСАГО ООО «Росгосстрах», которому принадлежит около 30% данного рынка. С одной стороны, уход столь крупного страховщика из сегмента «автогражданки» открывает большие перспективы для его конкурентов. В то же время эксперты опасаются, что из-за сомнительной рентабельности данного вида услуг для многих потребителей, особенно в небольших населенных пунктах, заключение договоров ОСАГО станет проблемой.
Решение об ограничении лицензии Росгосстраха на ОСАГО официально опубликовано в «Вестнике Банка России» и вступило в законную силу.
Следует отметить, что указанная мера для страховщика означает запрет на заключение договоров по данному виду услуг. При этом страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять ранее принятые обязательства.
«Данное решение принято в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности, применения коэффициента бонус-малус (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат) при расчете страховой премии по ОСАГО», — говорится в сообщении на сайте регулятора.
По информации Центробанка, только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в адрес регулятора поступило более 2 тыс. 300 жалоб от граждан на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний Банка России. В отношении общества вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при его заключении.
Между тем руководство страховой компании выражает недоумение по поводу сложившейся ситуации. Представители Росгосстраха надеются, что Центробанк не станет применять жесткие меры к организации, обслуживающей по договорам ОСАГО около 18 млн человек по России, из них около 540 тыс. — по Свердловской области.
«Решение регулятора было для нас полной неожиданностью, так как претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем порядке и никогда не служили поводом для радикальных действий. Мы продолжаем работу в штатном режиме и уверены, что это большое недоразумение в кратчайшие сроки будет устранено, так как касается значительных групп людей», — пояснил директор филиала ОАО «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточиков.
Однако участники рынка отмечают, что сложившаяся ситуация уже сейчас может вызвать панику среди клиентов организации, особенно в населенных пунктах, где других страховщиков попросту нет.
«Скорее всего, компания сможет решить вопросы с Центробанком положительно. Но небольшой коллапс сейчас неизбежен: доля этого страховщика на рынке страхования автогражданской ответственности составляет около 30%, и есть населенные пункты, где представлен только Росгосстрах. Поскольку людям нужно получать полисы, какие-то сложности, возможно, возникнут», — рассказал вице-председатель свердловского комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Максим Едрышов.
Эксперт полагает, что действия регулятора в данном случае можно расценивать не столько как карательную меру в отношении самого Росгосстраха, сколько как сигнал для всех страховщиков, что безнаказанно нарушать требования закона им не позволят.
«Регулятор тем самым показывает прочим страховым компаниям, что нарушать нельзя, и поблажек в этом смысле никому быть не может. Сейчас в той или иной мере не соблюдают требования законодательства в сфере ОСАГО почти все. Проблема с коэффициентами и навязанными страховками — не только у Росгосстраха. Возможно, теперь у более мелких игроков пропадет желание преступать закон», — отметил М. Едрышов.
Иначе оценивает ситуацию член Общественной палаты Екатеринбурга Алексей Беззуб. Он считает, что рынок автострахования в состоянии пережить возможный отзыв лицензии на ОСАГО у Росгосстраха. Важнее очистить его от недобросовестных игроков, и в этом смысле действия регулятора вполне оправданы.
«Мне кажется, коллапса не будет: есть руководство страховой компании, которое планирует получать прибыль, оно устранит очевидные нарушения. Организация просто перестанет вести незаконные действия и продолжит работу. Если же лицензия в итоге будет отозвана, на рынке автострахования станет одним мошенником меньше, и это правильно. Нужно наводить порядок. Есть добросовестные страховщики — пусть они работают», — пояснил Алексей Беззуб.
В то же время эксперты опасаются, что на долю Росгосстраха на рынке ОСАГО найдется не так много претендентов: рентабельность данного вида услуг на сегодня по-прежнему вызывает большие сомнения. Новый закон о страховании автогражданской ответственности, который мог бы сделать его более выгодным, вступил в силу недавно, и судить об эффективности эксперты пока не берутся. Поэтому часть клиентов Росгосстраха рискует остаться без обслуживания.
Впрочем, по мнению председателя союза автостраховщиков «Белый соболь», урегулировать данный вопрос должен в первую очередь сам Центробанк.
«Росгосстрах — достаточно крупная компания, и, скорее всего, она все вопросы решит в кратчайшие сроки. В случае иного развития событий это будет уже озабоченность регулятора — предпринимать какие-то действия для того, чтобы потребители имели возможность заключать договоры», — пояснил председатель союза автостраховщиков «Белый соболь» Олег Цыпулин.
Более подробный прогноз развития рынка страхования автогражданской ответственности в случае ухода крупнейшего его игрока на сегодняшний день эксперты дать затрудняются. При этом они не исключают, что решением в данном случае может стать поглощение Росгосстраха структурами одного из госбанков и появление на рынке единой крупной государственной компании, предоставляющей услуги страхования автогражданской ответственности.
Елена Цылева