Статьи
15.05.2015

Фермерские товары никогда не попадут в ритейл

Фермерские товары никогда не попадут в ритейлМестные производители сельскохозяйственной продукции, начиная от фермеров и заканчивая средними и крупными хозяйствами, не могут продвинуть свой товар на полки крупных сетевых магазинов. Главным препятствием, по словам самих фермеров, становятся требования выплаты бонусов, на которые у малых производителей просто нет средств. До сих пор все инициативы местных властей, не первый год обещающих местным фермерам вход на прилавки ритейла, заканчивались крахом. Изменить ситуацию взялись федеральные законодатели. Но сами торговые сети предупреждают: такая инициатива может закончиться только ростом цен, но никак не появлением фермерских товаров на полках сетевых магазинов.

Нет места для крестьян

Проблема доступа в сетевые магазины стоит перед местными производителями сельхозпродукции не первый год. Разговоры о том, что нужно открыть им доступ в ритейл, появились одновременно с приходом в Екатеринбург первых крупных федеральных и международных сетей, то есть больше 10 лет назад. Однако проблема до сих пор далека от своего решения. Если крупные региональные производители смогли наладить работу с сетевиками, то мелкие до сих пор остаются за бортом большой торговли.

Примером может служить сельскохозяйственный кооператив (СХПК) «Битимский», который до сих пор не может зайти в торговые сети за пределами Первоуральского района. Виной тому, по словам аграриев, жесткие требования ритейла.

«Федеральные сети требуют от нас бонусов и возврата нереализованной продукции. На это мы пойти не можем. Ритейлеры в Первоуральске по сравнению с ними сговорчивее, поскольку местные жители нашу продукцию знают», — пояснили в СХПК «Битимский».

Председатель союза предприятий молочной промышленности, генеральный директор ООО «Молочный кит» Игорь Пехотин, в свою очередь, полагает, что ритейл вряд ли смягчит свои требования ради интересов фермеров и мелких хозяйств. Ведь именно ретробонусы составляют основу прибыли сетевиков. В Свердловской области только от производителей молока торговые сети получают несколько сотен миллионов рублей.

«На выплату ретробонусов ежегодно уходит несколько сотен млн руб. — это примерно 10% господдержки свердловского АПК. Мы эти деньги лучше на село развернули бы. Это проблема всех молочников. Этот накал уже дошел до Госдумы уже. Но, наверное, какие-то лазейки останутся. Ритейл будет искать любую возможность, чтобы сохранить прежний объем ретробонусов», — сказал Игорь Пехотин.

Попытки областных властей помочь местным производителям в продвижении их продукции особым успехом не увенчались. В сентябре прошлого года руководство Свердловской области в очередной раз пригрозило «принять меры» в отношении тех сетей, которые не берут на реализацию местную продукцию. Наравне с этим в области развернулась кампания «Покупай наше местное». Однако с того времени ситуация в пользу местных участников АПК не поменялась. Ритейл же отчитывается о выполнении «плана по местным продуктам» контрактами с крупными региональными поставщиками.

Закон против ретробонусов

В начале текущего года проблемами сельхозпроизводителей всерьез озаботились депутаты Госдумы. 21 января на рассмотрение нижней палаты парламента поступили поправки в закон «О торговле». Законопроектом предлагается сократить размер ретробонусов более чем в 3 раза — с 10 до 3%, а также снизить отсрочку по оплате скоропортящихся товаров с 10 до 5 дней, товаров со сроком хранения до одного месяца — с 30 до 20 дней, товаров длительного хранения — с 45 до 35 дней. К настоящему времени поправки уже одобрены парламентским комитетом по экономике. Ожидается, что уже в ближайшее время законопроект может быть принят, что теоретически даст сельхозпроизводителям возможность выйти со своим товаром на полки супермаркетов.

Представленные в Госдуме меры производители считают правильными. Однако в работоспособности закона многие участники рынка сомневаются. В частности, депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак считает, что крупные федеральные сети с легкостью смогут обходить положение об отсрочках платежей.

«Я думаю, если крупная торговая сеть будет нарушать по срокам, никто из производителей даже пожаловаться не посмеет. Любые ограничения в конце концов ухудшают позиции поставщиков продукции», — сказал УрБК Лев Ковпак.

Не резиновая полка

Впрочем, сами представители торговых сетей полагают, что единственное, к чему может привести введение нового закона — это рост цен. Малые сельхозпроизводители же как не имели входа в торговые сети, так и не получат его в будущем.

«Маржа ритейла складывается из наценки на товар и бонусов от производителей. В случае ограничения размера бонусов ритейл будет вынужден перекладывать эти потери на наценку, а это ударит уже по самим производителям, поскольку снизит их конкурентоспособность», — полагает председатель уральского закупочного объединения «Союз Ритейл», владелец торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.

По его мнению, ограничение размера ретробонусов для торговых сетей отразится на ценнике товара. Снижение отсрочки по выплатам также ударит по торговым сетям. Ритейлу в этом случае придется брать дополнительные кредиты, что в итоге увеличит себестоимость.

При этом участники рынка сходятся во мнении, что данный законопроект вряд ли поможет небольшим сельхозпредприятиям пробиться в торговые сети. Многие из них, как отмечают ритейлеры, не могут предложить ни широкую линейку продуктов, ни конкурентоспособные цены. Кроме того, малые предприятия не обладают такой логистикой, чтобы удовлетворять условиям торговых сетей.

«В федеральные сети нашим производителям пробиться очень тяжело. Крупные компании, например, говорят, мы готовы брать только три вида хлеба, но требуют вести их во все магазины. И одна буханка хлеба получается по стоимости икры. То же самое с молоком. Для производителей это нерентабельно», — сказал Лев Ковпак.

«Дело в том, что полка у ритейла не резиновая. Метраж полки рассчитан на определенное число продуктов. Эта полка не стоит пустая — она занята. Новому производителю нужно предложить такую продукцию, которая вытеснит прежнюю, то есть придется отказываться от прежнего производителя. А для этого нужна конкурентоспособная цена. Покупатель при равной цене будет выбирать более известную продукцию», — отмечает, в свою очередь, Александр Оглоблин.

Входа нет

Довести цену своей продукции до конкурентоспособной для свердловских аграриев сейчас сложно. По словам руководителя СХПК «Битимский» Михаила Мальцева, из-за девальвации рубля резко подорожали ветеринарные препараты и оборудование. В текущем году предприятие было вынуждено поднять цену на молоко на 2 руб. за 1 литр. Однако и низкая цена для торговых сетей зачастую недостаточный аргумент. Ритейл охотнее работает с узнаваемым товаром. То есть предприятию дополнительно нужно провести рекламную кампанию, что тоже требует лишних расходов. А у сельхозпредприятий в этом году денег не хватает даже на посевную.

В такой ситуации местным сельхозпроизводителям трудно рассчитывать на развитие сбыта. Помощь могла бы оказать целенаправленная региональная кампания, направленная на помощь фермерам. Но правительство Свердловской области предпочитает дотировать крупные хозяйства, а мелким предлагает полагаться на взаимовыручку и авось. Результат такой политики налицо: за последние годы число фермерских хозяйств в регионе снизилось в три раза.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.05.2015 «Союз Ритейл»: ограничение бонусов для торговых сетей ударит по потребителям

УрБК, Екатеринбург, 15.05.2015. Торговые сети могут увеличить наценку на продукты питания в случае снижения размера ...

15.05.2015 Игорь Пехотин: На выплату премий ритейлу тратится 10% господдержки АПК

УрБК, Екатеринбург, 15.05.2015. Свердловские производители молочной продукции тратят ежегодно на выплату премий от ...

14.05.2015 Свердловские фермеры не могут пробиться в федеральные сети

УрБК, Екатеринбург, 14.05.2015. Свердловские сельхозпредприятия не могут наладить поставки своей продукции в ...

26.02.2015 X5 Retail Group отказывается комментировать мнение производителей о заморозке цен

УрБК, Екатеринбург, 25.02.2015. Компания X5 Retail Group (входят торговые сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») ...

25.02.2015 «Союз Ритейл»: в торговых сетях могут опустеть полки после заморозки цен на продукты питания

УрБК, Екатеринбург, 25.02.2015. Заморозка цен на продукты питания может привести к опустошению полок в торговых сетях. ...