Год назад в Свердловской области появилась должность уполномоченного по правам предпринимателей, в компетенцию которого входит защита представителей бизнеса и отстаивание их прав при столкновении с органами государственной власти. Первым и пока единственным бизнес-омбудсменом региона была назначена Елена Артюх, на этой неделе отчитавшаяся о своей деятельности перед областным Законодательным собранием.
Наблюдатели сочли доклад достаточно формальным. Фактически Елена Артюх кратко перечислила депутатам и без того давно известный список проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при общении с органами власти. Это и необоснованность проверок со стороны контролирующих органов, и пассивность некоторых органов местного самоуправления при взаимодействии с бизнесом, и несовершенство законодательства, которое не дает предпринимателям развиваться, а заставляет оббивать пороги судебных инстанций. Тот же самый список из года в год озвучивают практически все профессиональные объединения предпринимателей. К сожалению, о возможностях системного преодоления данных проблем уполномоченный по правам предпринимателей ничего не сообщила.
Что касается непосредственной работы вверенного ей ведомства, то отчет ограничился упоминанием нескольких статистических и финансовых показателей. Так, по словам Елены Артюх, за 9 месяцев прошлого года ее ведомство рассмотрело 116 письменных жалоб со стороны бизнеса на действия представителей власти. 39% жалоб приходится на федеральные органы власти, 38% — на муниципальные. Интересно отметить, что на чиновников Свердловской области, к которым формально относится и сама госпожа Артюх, жалоб оказалось меньше, всего только 10%.
При этом бизнес-омбудсмен сообщила, что 10% жалоб были поданы «не по назначению» и не могут быть удовлетворены уполномоченным, а еще порядка 30% заявлений «не нашли своего подтверждения». Рассказывая об этих «неправильных» заявителях, Елена Артюх наглядно доказала, что усвоила логику общения бизнеса и власти, в соответствии с которой во всех бедах предпринимателей традиционно виноваты они сами.
«Предприниматели часто не знают собственных обязательств, полагают, что у них есть те или иные права, и не могут правильно просчитать риски своего бизнеса», — отметила Елена Артюх.
При этом из 116 жалоб, поданных в ведомство Елены Артюх, положительно разрешить удалось 18, или 16%. Бизнес-омбудсмен в своем докладе назвала это большим успехом.
Также Елена Артюх сообщила, что на работу ее ведомства из областной казны было потрачено 9,7 млн руб., 78% из которых пошли на зарплату 10 служащим аппарата.
Если же в целом говорить об эффективности реальной работы ведомства за 9 месяцев прошлого года, то оказывается, что фактически была рассмотрена по существу 71 жалоба, то есть чуть меньше, чем по одной жалобе в месяц на каждого сотрудника аппарата. Рассмотрение каждого обращения обошлось областной казне в 136 тыс. руб.
Если же рассматривать только удачно разрешенные обращения, то на каждое из них потребовалось 5 месяцев работы одного сотрудника, и 539 тысяч бюджетных рублей на каждый «удачный кейс» ведомства Елены Артюх.
Впрочем, по итогам года общее число разного рода «сотрудников» Елены Артюх значительно превысило 10 человек: так, за год она наделила статусом «общественных помощников» как минимум 16 человек. Еще около 20 человек могут войти в состав экспертного совета, формируемого бизнес-омбудсменом. Каковы функции указанных лиц и насколько они необходимы для работы уполномоченного, из текста доклада не до конца понятно.
Значительный объем доклада посвящен участию Елены Артюх в разного рода общественных мероприятиях, конференциях, круглых столах, встречах, ассамблеях, заседаниях рабочих групп, форумах и обсуждениях. Всего в тексте упомянуто порядка 30 подобных событий, в которых участвовала областной бизнес-омбудсмен, представляя свое ведомство и наш регион. Нет причин сомневаться в необходимости подобных мероприятий, хотя их эффективность и влияние на решение проблем простых бизнесменов Свердловской области и не нашли своего отражения в докладе.
Зато в нем достаточно подробно рассказывается о том, какие усилия были потрачены бизнес-омбудсменом на собственный PR и информационное освещение своей работы. Уполномоченный получила свой сайт на портале областного правительства и группу в «Фейсбуке». Тщательно зафиксированы 62 пресс-релиза и все 458 упоминаний Елены Артюх в СМИ.
Не обошла бизнес-омбудсмен и необходимости расширить привилегии и штат своего аппарата. По ее словам, сотрудники ведомства должны обладать иммунитетом перед следственными органами в части запрета их допроса по обстоятельствам работы с жалобой обратившихся за защитой. Кроме того, высокая нагрузка на специалистов требует их увеличения как минимум на 4 единицы, в том числе секретаря, специалиста по IT и PR-менеджера. Последний необходим структуре для повышения узнаваемости бизнес-омбудсмена и распространения информации о нем среди представителей бизнес-сообщества.
Последнее, по всей видимости, имеет смысл, потому что знания о работе уполномоченного по правам предпринимателей среди самих бизнесменов и вправду весьма и весьма фрагментарны. Большинство опрошенных УрБК предпринимателей либо вообще не знали о существовании такой должности, либо весьма смутно представляли себе, что же делает занимающий ее человек.
Представители сообществ и объединений предпринимателей дежурно приветствуют инициативу появления такого органа и даже говорят о заключении различных соглашений с уполномоченным, правда, редко могут назвать хоть какие-то реальные плоды работы этого института. Но само существование очередного чиновника, ответственного за их интересы и существующего за счет их налогов, похоже, действует на предпринимателей успокаивающе. Хотя некоторые и считают сам институт бизнес-омбудсмена мерой вынужденной и временной.
Так, президент Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок отмечает, что появление такого института как бизнес-омбудсмен связано с тем, что в России не работают прямые законы, которые должны обеспечивать нормальное функционирование бизнеса, так как отсутствуют условия для цивилизованного рынка. «Со временем, наверное, надобность в этом институте должна отпасть, потому что введен он на данный момент из-за того, что у нас все не так работает», — отметил он.
Впрочем, по мнению наблюдателей, пока делать однозначные выводы о результативности деятельности нового чиновника пока рано. Кризисный 2015 год лишь усугубит проблемы взаимоотношения предпринимателей и чиновников, и по его итогам уже можно будет сказать, занимался уполномоченный по правам предпринимателей чем-то полезным для бизнесменов Свердловской области или нет.