В 2014 году банки увеличили на треть расходы на благотворительность
УрБК, Москва, 17.03.2015. За 2014 год банки направили на благотворительность 13,3 млрд руб., что на 28,2% больше, чем годом ранее, несмотря на значительное падение их прибыли. В 2014 году прибыль кредитных организаций снизилась на 40,7%, до 589,1 млрд руб. Таким образом, банки потратили на благотворительность 2,3% прибыли. Это самые значительные расходы банков на меценатство по меньшей мере с посткризисного 2011 года: в тот год банки направили на благотворительность 0,9% прибыли, в 2012 году — также 0,9%, в 2013 году — 1,04%. Об этом сообщают «Известия».
30 банков, лидирующих по затратам на меценатство, израсходовали на это 12,3 млрд руб. (92% от совокупного показателя за 2014 год). Всего вкладывались в меценатство 454 банка — фактически половина работающих на рынке. Среди банков-меценатов, согласно отчетности, лидируют банки с госучастием. Наибольший объем расходов по этой статье понесли Банк Москвы (4,5 млрд руб.), Сбербанк (2,4 млрд), Газпромбанк (1,2 млрд) и ВТБ (1,1 млрд). При этом Сбербанк и ВТБ по сравнению с 2013 годом сократили вливания в это направление на 17,1 и 53,1% соответственно.
Наибольший рост вложений в благотворительность — у коммерческих банков. По росту показателя (с результатом плюс 1000% за 12 месяцев) лидируют Номос-банк, а также банки «Русский стандарт» и «Югра». Рост в 709% показал «Еврофинанс Моснарбанк». Примерно по 500% прибавили Банк Москвы и Всероссийский банк развития регионов. У 16 банков рост показателя составил более 50%.
По мнению аналитика рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Евгения Славнова, большинство банков, занимающихся благотворительностью, как правило, проводят долгосрочные программы с длительными обязательствами, поэтому, даже несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, они не могут сократить данные расходы. Во-вторых, прошло много спортивных мероприятий, где спонсорами выступали кредитные учреждения.
По словам экспертов, банки могут заниматься меценатством и для оптимизации налогов, но нередко через благотворительные проекты отмываются криминальные средства.
«Финансирование спортивных организаций и культурно-массовых мероприятий нередко строилось (и строится) на принципах «отката», причем в пропорции 20-30/70-80%. Причем возвращается «благотворителям» большая часть. Таким образом несколько лет назад отмывали деньги не только представители легального бизнеса, но и криминальные структуры, искавшие способы вывода своих капиталов из «тени». Самые мощные отмывы финансов шли и до сих пор еще идут через киноиндустрию и концертно-постановочную деятельность. Не исключаю, что у тех банков, где резко выросли суммы пожертвований, есть такие статьи расходов, как поддержка отечественного кинематографа и спонсорство концертов звезд различного уровня, спектаклей статусных театров», — отмечает собеседник издания.
Между тем в банке «ЮГРА» сравнение расходов на благотворительность за 2013 и 2014 год в процентном соотношении назвали некорректными. «Несмотря на разницу в процентах, а абсолютных величинах сумма незначительная — 2 млн 159 тыс. руб. в 2013 году против 34 млн 779 тыс. руб. в 2014 году — это в 10 раз меньше, чем у указанных банков — Русского стандарта и Номос-банка. Более того, на текущий момент прибыль Банка до СПОТ в 2014 году значительно выше, чем в 2013, поэтому удельный вес расходов на благотворительность от общей прибыли крайне невелик, он составляет всего 0,77%», — отметили в кредитной организации.