На прилавках магазинов Свердловской области резко возросла доля некачественных продуктов питания. По данным Свердловского управления Роспотребнадзора, в 2014 году рост числа нарушений в сфере производства и реализации пищевой продукции достиг 20%. Данная тенденция продолжается и сегодня: причину этого эксперты видят в осложнении экономической ситуации на предприятиях и повышении потребительского спроса на дешевую продукцию.
«В прошлом году управлением проведено более тысячи надзорных мероприятий в отношении предприятий розничной торговли продуктами питания. Нарушения были выявлены в 85% проверок, что примерно на 20% больше, чем в 2013 году. При этом около трети из них связаны с дефектами производственного характера — несоответствием требованиям качества, безопасности продукции, фальсификацией. В полтора раза возросло число случаев реализации продукции с истекшим сроком годности», — рассказала на пресс-конференции заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Ольга Диконская.
По данным управления, наибольший рост доли забраковок наблюдается сегодня в молочной продукции (в 2014 году их число увеличилось в 2,3 раза), а также рыбной продукции и в хлебобулочных изделиях.
Эксперты сходятся во мнении, что значительное ухудшение ситуации на продуктовом рынке связано в первую очередь с кризисом в экономике. В своем стремлении оптимизировать затраты производители продуктов питания зачастую экономят на сырье, а реализаторы — на контроле качества поступающих на их прилавки товаров.
«Если экономическая ситуация сложная, предприятия ищут пути удешевления себестоимости продукции, и с этим может быть связано увеличение доли фальсификата», — отметила Ольга Диконская.
Исполнительный директор НП «Ассоциация Уралпищепром» Иван Колодяжный полагает, что негативные тенденции в сфере качества пищевой продукции имеют в основе целый комплекс причин. Главная из них — снижение рентабельности бизнеса.
«Повышение цен на сырье в экономику многих компаний просто не вписывается. А ведь кроме него увеличились цены на энергоносители, коммунальные услуги. Выросла процентная ставка по кредитам, причем не только по новым: есть случаи, когда банки меняли условия по займам двухлетней давности. Поэтому производители продуктов питания вынуждены как-то маневрировать, и если крупному бизнесу это удается, то у малого далеко не всегда есть такая возможность: предприятия просто закрываются или меняют профиль», — пояснил он.
По словам эксперта, обилие проблем, навалившихся сегодня на руководителей многих организаций, и понимание, что все их сразу решить невозможно, зачастую заставляют пренебрегать контролем за товаром, который они поставляют на потребительский рынок.
«Системы контроля качества продукции есть сейчас практически во всех торговых сетях и у всех производителей. Но их мало приобрести: нужно сделать так, чтобы они эффективно работали, а это тоже затраты. Мало кто этим сейчас занимается. Чтобы компании относились к данному вопросу ответственно, нужно кратно увеличить штрафы за выпуск и реализацию некачественных продуктов или вовсе лишать наиболее злостных нарушителей лицензии», — отметил Иван Колодяжный.
В то же время доля обращений граждан, связанных с приобретением некачественных продуктов питания, в общем объеме жалоб потребителей, по данным надзорных ведомств, невелика. Это затрудняет работу контролирующих органов, поскольку значительная часть проверок осуществляется именно по таким обращениям.
«Здесь все дело в цене. Купив продукт неудовлетворительного качества за 20-100 руб., мало кто готов тратить свое время на обращение в консультационный пункт по защите прав потребителей и составление судебного иска», — пояснила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Ольга Харитонова.
Тем не менее за 2014 год ведомством предприятия Свердловской области оштрафованы на 37 млн руб., вынесено более 130 решений о конфискации не соответствующих требованиям закона продуктов.
Впрочем, по мнению Ивана Колодяжного, одних штрафных санкций в данном случае недостаточно: кризис продолжается, и ситуация на рынке может еще более усугубиться.
«Сегодня необходимо усилить взаимодействие торговых сетей с административными структурами, производителями и потребителями, чтобы совместно решать общие проблемы. Только это позволит компаниям, производящим и реализующим продукты питания, выстоять на рынке. Одними наказаниями проблема не устранится: следствием может стать банкротство компаний малого бизнеса и потребительский коллапс», — сказал эксперт.